Люди переходят на более дешевые бренды или более простые продукты..
- На ваш взгляд, сказалась ли девальвация на потребительских запросах? Есть ли какая-то специфика изменения потребительского спроса?
- Девальвация — это главный фактор, который изменил потребительское поведение в последние 3−4 месяца. Ключевым фактором при выборе товаров стала цена. Резко сократились расходы на путешествия — российская туристическая отрасль давно не переживала такого кризиса — падает спрос на услуги общественного питания.
В части товарного рынка октябрь и ноябрь не показательны, потому что люди избавлялись от рублей, пытаясь успеть купить бытовую технику по старым ценам.
В ближайшее потребительская корзина изменится. Спрос на более дорогие товары упадет, но повысится спрос на более простые продукты.
- А какая мотивация к изменению корзины? Люди считают часть товаров и услуг просто лишними в период экономии или же цены реально становятся неподъемными?
- Люди начинают понимать, что нам предстоит достаточно длительный кризисный период с возможными потерями доходов и ростом цен. В таких условиях люди начинают экономить на всем, чем только можно. Пока это коснулось туризма, который стал дороже пропорционально изменению курса рубля к доллару и евро, общепита. В скором времени это коснется электроники, одежды, обуви. Последнее на чем люди экономят — это на еде. Как правило, изменяется потребление: люди переходят на более дешевые бренды или более простые продукты. Например, будут покупать не филе курицы, а птицу целиком, потому что дешевле примерно в 2 раза.
- На ваш взгляд, какие настроения, ожидания царят на потребительском рынке — на какую стратегию ориентируются коммерсанты? Например, торговля в убыток ради сохранения клиентов.
- Все эти стратегии в убыток могут продержаться не более нескольких месяцев и очевидно, что любая новая поставка в Россию будет реализовываться по новым ценам с учетом падения рубля.
Скорее всего, получат преимущество продавцы дешевой еды, иногда в ущерб качеству. Для них сейчас очень хороший период, они могут получить потребителей, которые лишились дешевых импортных продуктов и не могут позволить себе российские товары сегмента премиум.