Президент России Владимир Путин 24 апреля выступил на Медиафоруме для региональных журналистов, организованном Общероссийским народным фронтом (ОНФ). Несмотря на то, что разговор с главой государства то и дело отклонялся от центральной темы Форума в сторону украинского кризиса, обсудить с Путиным положение дел в СМИ участникам форума все же удалось, считают опрошенные Центром политического анализа журналисты.
Свое выступление на Медиафоруме ОНФ Владимир Путин начал с комментария по событиям в донецком городе Славянск, где сегодня украинские военные атаковали несколько блок-постов ополченцев. Путин в очередной раз заявил о недопустимости применения силы против сторонников федерализации Украины на юго-востоке страны и впервые назвал новые киевские власти «хунтой». Однако вскоре беседа вернулась к основной теме форуме – о российской журналистике и связанных с ней законах и действиях властей.
Активно обсуждался на Медиафоруме находящийся на рассмотрении в Госдуме т.н. «закон о блоггерах», который предполагает наделить владельцев популярных блогов обязанностями полноценных СМИ. Президент воздержался от оценочных суждений, чтобы, как он пояснил, до окончания рассмотрения документа не ассоциировать себя с той или иной позицией по законопроекту. Однако, по мнению главы государства, если человек может влиять на большую аудиторию – тысячи людей – то кто же он, если не СМИ.
Президент предостерег законодателей от поспешного принятия этого законопроекта. Он призвал депутатов «принимать решение демократическим способом». «Чтобы не было перегибов только. Нам не нужно идти по принципу «хватать и не пущать». Нужно исходить из реалий и действовать соответствующим образом, так же как это во всем мире происходит», — добавил Путин.
Один из гостей Медиафорума спросил Путина, что он думает о самом популярном агрегаторе – «Яндекс-новостях». Путин подчеркнул, что не считает этот вопрос простым, однако заметил, что при создании Яндекса компания подвергалась иностранному давлению.
«Когда они только начинали работу, их тоже поддавили: должно быть столько-то американцев у них, столько-то европейцев, и они вынуждены были с этим соглашаться», - сказал Путин. Чтобы избавить крупные российские интернет-проекты от влияния из-за границы, Путин предлагает перенести их серверы в Россию.
Касаясь ключевой темы Медиафорума, президент России заявил, что региональная пресса является для ОНФ «естественным партнером».
«Давайте вместе подумаем, если есть какое-то давление [региональных властей на СМИ], то по каналам ОНФ эта информация может быть доведена не только до администрации президента, правительства, она может быть доведена до федеральных СМИ. И пускай они [региональные власти] тогда попробуют задушить федеральные СМИ, в том числе электронные», - сказал Путин.
По мнению журналиста Михаила Захарова, прежде всего, необходимо менять само отношение общества к СМИ.
«В условных США было не так - газета часто открывалась еще до того, как новый город построен. Жили СМИ бедно, но в целом все понимали, что городку нужна газета. У нас такой культуры медиа нет, у нас все понимают, что любому губернатору (а не региону, городу, селу) нужна газета. Как это менять - не знаю, но одних жалоб Путину недостаточно. Не может же Путин следить лично за судьбой «Новостей Югры», «Биробиджанер Штерн» и «Красногорских вестей» в режиме онлайн», - считает Захаров.
Впрочем, не все настроены столь пессимистично. Например, участник Медиафорума ОНФ, замглавного редактора ИД «Вечерний Ставрополь» Вадим Дубило считает, что внимание президента России к проблеме региональных СМИ может оказаться эффективным.
«Президент в самом начале встречи заявил о необходимости сместить поддержку СМИ с федеральных на региональные. Например, поднят очень важный вопрос о резком удорожании тарифов почты на подписку. Так что цель, о которой вы спрашиваете, во многом достигнута»
Зато другой участник Медиафорума, публицист Александр Антошин считает, что по итогам разговора с президентом могут последовать вполне конкретные решения данной проблемы.
«Еще в первый день Медиафорума [генеральный директор издательского дома «Ньюс Медиа»» Арам] Габрелянов говорил о том, что государственные СМИ монопольно играют на рынке рекламы, - рассказывает Антошин. - Благодаря поддержке государства, у них есть возможности устанавливать демпинговые цены на размещение рекламы, и конкурировать с ними независимым СМИ очень сложно. На этот счет высказывались различные предложения, как выровнять ситуацию, как создать рынок СМИ».
Кроме того, считает Антошин, не исключено, что могут появиться поправки и к инициативам, которые сейчас рассматриваются в Госдуме, например, к «закону о блоггерах».
«[На Медиафоруме] была достаточно большая секция по обсуждению «блоггерского закона», который сейчас принимают. Там были представители «ВКонтакте», которые высказали свои соображения и опасения. Много обсуждался рекламный рынок. Это все в итоге вполне может превратиться в какие-то законодательные акты», - подчеркнул Антошин.