В Администрации президента идет работа над ежегодным Посланием главы государства Федеральному Собранию РФ. Владимир Путин, соблюдая требования Конституции, должен огласить его до конца года. Возможно, это произойдет в самом начале декабря. Согласно официальным данным, главная его тема пока не определена, и даже если это не так, она по крайне мере, не разглашается. Пока же эксперты, опрошенные Центром политического анализа, предложили свои темы для Послания, которые, по их мнению, могли бы войти в выступление Президента перед членами обоих палат парламента.
В России норма об обращении главы государства с Посланиями к высшему законодательному органу впервые была закреплена в законе 24 апреля 1991 года. Она обязывала главу государства не реже одного раза в год публично представлять депутатам сведения о выполнении принятых социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР мог большинством голосов потребовать от президента внеочередного доклада.
Но эта норма была скорее формальностью. А вот после вступления в силу Конституции РФ, принятой в 1993 году, обращение главы государства с Посланиями к парламенту приобрело характер ежегодной практики. Первое такое Послание было оглашено Борисом Ельциным 24 февраля 1994 года. Оно называлось «Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)». Следующее послания Ельцина были озаглавлены: «О действенности государственной власти в России» (16 февраля 1995 года), «Россия, за которую мы в ответе» (23 февраля 1996 года), «Порядок во власти - порядок в стране» (6 марта 1997 года), «Общими силами - к подъему России» (17 февраля 1998 года). Последним для первого главы российского государства стало Послание «Россия на рубеже эпох», которое он произнес 30 марта 1999 года.
Затем высшим должностным лицом страны был избран Владимир Путин. Со своим первым в этом качестве Посланием («Государство Россия. Путь к эффективному государству») он обратился 8 июля 2000 года, в котором заявил о необходимости превратить нашу страну в сильное, эффективное государство. 3 апреля 2001 года Путин выступил со своим вторым ежегодным Посланием, его основу составила социально-экономическая тематика. С этого момента тексты посланий утрачивают звонкие заголовки, как будто намекая, что жизнь страны вошла в рутинное русло, а публичное Послание приобретает статус не только лишь программно-декларативного выступления, но и бюрократического документа. Впрочем, позже, к практике эксплуатации ярких названий вернется третий президент России Дмитрий Медведев, озаглавивший своего рода «преамбулу» Послания 2009 года громким «Россия, вперед!»
Темой президентского Послания Владимира Путина от 18 апреля 2002 года стало повышение конкурентоспособности России в мире. 16 мая 2003 года президент в своем Послании поставил задачу удвоить за 10 лет ВВП (валовый внутренний продукт), пообещал довести до конца процесс политического урегулирования в Чечне, заявил, что в 2007 году должен быть завершен переход к формированию частей постоянной готовности на профессиональной основе, а с 2008 года срок службы в армии по призыву должен сократиться до 1 года.
26 мая 2004 года в своем Послании президент Путин говорил о доступности жилья, модернизации здравоохранения, развитии образования.
25 апреля 2005 года ключевыми темами Послания стали оценка главой государства новейшей российской истории, коррупция чиновников, полномочия фискальных органов, повышение зарплат бюджетников, привлечение инвестиций в экономику.
10 мая 2006 года в ходе обращения к членам обеих палат парламента Владимир Путин самой острой проблемой в России назвал демографическую, призвав снизить смертность, сделать более эффективной миграционную политику и стимулировать рождаемость.
Послание президента РФ от 26 апреля 2007 года было посвящено плану комплексной модернизации России в XXI веке. В этом Послании были обозначены национальные приоритеты страны: рост национального благосостояния, пенсионная реформа, построенная на принципах софинансирования.
Дмитрий Медведев во время своего президентского срока обращался с Посланием четыре раза: 5 ноября 2008 года, 12 ноября 2009 года, 30 ноября 2010 года, 22 декабря 2011 года. Среди ключевых тем этих Посланий – антикризисные меры в экономике во время первого года его президентства, увеличение срока полномочий президента и парламента с четырех до шести и пяти лет соответственно, снижение с 7% до 5% проходного порога в Госдуму для партий, введение пропорциональной системы выборов в нижнюю палату парламента, борьба с коррупцией, введение регулярных отчетов губернаторов перед местными парламентами и прямые выборы глав субъектов РФ, создание российского аналога «Силиконовой долины» и Общественного телевидения, упрощенный порядок регистрации политических партий. Были в его Посланиях и неожиданные предложения. В частности, Медведев заявил о возможности сокращения количества часовых поясов в РФ и рассмотрения целесообразности перехода России на летнее время.
Затем президентом России был вновь избран Владимир Путин. Он обратился к депутатам и сенаторам с Посланием 12 декабря 2012 года.
Строго говоря, с сугубо правовой точки зрения, президентское Послание не является нормативным правовым актом главы государства и не обладает юридической силой. Законами не предусмотрена также и форма реагирования Федерального Собрания на послания президента. Тем не менее, идеи главы государства облекаются в законодательную основу. Так, вице-спикер Госдумы Александр Жуков сообщил, что в рамках реализации Послания 2012 года был разработан 91 законопроект.
У процедуры оглашения посланий уже существуют свои традиции. Так, на процедуру, кроме депутатов обеих палат парламента, в Кремль также приглашают членов правительства, председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, генерального прокурора, председателя Центризбиркома, главу Счетной палаты, членов Государственного Совета, глав основных конфессий и представителей Общественной палаты России.
Нынешнее же Послание 2013 года можно считать юбилейным для Путина. Он обратится к обеим палатам парламента в 10-й раз в качестве главы государства.
Пока же дата обращения президента еще не определена, заявил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, подчеркнув, что «концептуально работа над обращением ведется круглый год» и уже создана рабочая группа для работы над Посланием, куда привлечены эксперты.
По данным СМИ, темами нынешнего Послания президента могут стать защита российского суверенитета, транзит несистемной оппозиции в системную, борьба с коррупцией, единство нации, роль СМИ в обществе, патриотизм, межнациональные и межконфессиональные отношения, выполнение социальных предвыборных обещаний, которые давал Владимир Путин во время президентской гонки.
Тем временем, Центр политического анализа опросил экспертов, которые предложили свои идеи, способные пополнить круг тем, которые мог бы затронуть в своем Послании глава государства.
Политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин полагает, что в Послание должна войти тема политической реформы.
«Эту реформу нужно оценить, обосновать заново, обозначить ее перспективу. Сейчас многие, и не только среди оппозиции, воспринимают эту большую политическую реформу, начатую в 2012 году, как вынужденную, как действия власти в ответ на активизацию радикальной несистемной оппозиции в конце 2011 году».
Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов говорит о том, что с большой долей вероятности Послание президента будет «сдвоенным», поскольку «бюджетное послание в это году было последним, то есть экономическая, политическая и социальные части должны быть отражены в Послании ФС РФ».
Говоря о политической части Послания Абзалов полагает, что «необходимо отметить несколько моментов, которые являются системообразующими, и по которым необходимо реализовать серьезные прорывы». Эксперты выделил три таких момента.
«Первое – ситуация связанная с расширением регионального политического спектра, тем более, что последний Единый день голосования показал, что он достаточно активно растет, - считает Абзалов. - Речь идет и о законопроекте, связанном с увеличением до 75% доли одномандатников при выборах в региональные законодательные собрания и, соответственно, по расширению возможностей волеизъявления на выборах глав субъектов РФ. Это стратегически важные направления, которые крайне важно подчеркнуть с учетом того, что в следующем году нас ожидает как минимум несколько достаточно интересных выборов. Достаточно вспомнить выборы в Мосгордуму».
По мысли Абзалова, второй вопрос, на котором имеет смысл сделать акцент – ситуация с ОНФ.
«Необходимо обозначить, в каком формате ОНФ будет окончательно встраиваться в политическую систему, как его деятельность будет осуществляться в регионах. Это крайне важно и для губернаторов, которые пришли недавно и тех, кто остался на своих местах. Важно это и для того, чтобы понимать, какой формат взаимодействия с властью будет осуществляться. Плюс ко всему, на декабрь намечен съезд ОНФ, и какие-то решения, на нем принятые, необходимо будет актуализировать в Послании. Тем более что регионам не хватает сигналов о том, в каком формате следует выстраивать работу с представителями ОНФ».
Третье направление – борьба с коррупцией, полагает Абзалов. «Это крайне важный тренд, - уточнил он. - И нужно понять, как эта борьба будет продолжаться дальше. Есть две крайне важные развилки. Первая – это региональная составляющая, то есть насколько борьба эта будет ввестись в субъектах Федерации, и как избежать на региональном уровне ощущения кампанейщины, которая может сложиться, например, как в ситуации с «Оборонсервисом». Вторая развилка – связана с государственным сектором. Счетная палата уже заявила, что будет его проверять, необходимо обозначить направления этой повестки и подвести какие-то предварительные итоги кампании».
Директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов также выделил ряд ключевых тем.
«Главная задача – построить конкурентоспособную экономику, конкурентоспособную страну, - заметил Миронов. - В тоже время нужно построить комфортную для различных категорий граждан социальную и политическую среду».
«Поэтому, прежде всего, ключевой становится тема определения роли государства в социально-экономическом развитии России. Должны быть созданы такие политическая и экономическая системы, при которых были бы четко определены правила игры, и об этом президент уже говорил, обеспечено соблюдение этих правил, то есть, установлен правовой порядок. Государство должно полноценно регулировать, направлять и контролировать развитие страны. Безусловно, нужно усиливать роль государства как инвестора в формате государственных инвестиций в инфраструктуру и государственно-частного партнерства».
Миронов уверен в том, что «нужно выстроить внутри страны конкурентную экономику, социальную жизнь и политическую систему». «В части последней у нас уже есть определенные успехи, что показал прошедший Единый день голосования, - заметил он. - В основу механизма развития страны следует положить конкуренцию и успех. Это предполагает и работающие социальные лифты, и равные возможности всех участников социально-экономических и политических процессов. В то же время в рамках избирательной системы необходимы заслоны на пути маргинальных социальных групп, нацеленных на разрушение государства. Конкуренция должна быть содержательной, идеологической и программной, что требует наращивания ценностного и конкретного отраслевого содержания».
Эксперт подчеркивает, как «важно уйти от традиционных российских дихотомий «черное» и «белое», а именно такой тип мышления приводит к появлению тоталитарных идеологий и благоприятствует политической демагогии и популизму, в сторону реального идейного политического плюрализма».
«Это выдвигает требования как к государству как направляющей и регулирующей политической силе, так и к оппозиционным партиям, - продолжил он. - Содержание их повестки более эмоционально, нежели рационально, и содержательно бедно. Относится это также и к различным общественным группам. Бывшей несистемной оппозиции необходимо скорее включаться в содержательную парламентскую жизнь, уйдя от ставки на эмоции, популизма и псевдолиберальной, а по сути, тоталитарной идеологемы».
Заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков обращает внимание на то, что в Послании могла бы найти место тема исполнения указов президента от 7 мая 2012 года.
«Мне думается, что это принципиальный вопрос, потому что по нашей Конституции именно президент формирует основные направления внутренней и внешней политики, - считает Поляков. - Что касается внутренней политики, то, конечно, набор этих указов – это стратегия по сути дела того национального развития, о котором говорил Владимир Путин на Валдае».
«Я бы ожидал, что президент в своем Послании об этом скажет, поскольку времени прошло достаточно, практически полтора года, и уже есть определенный материал для размышлений, - отметил Поляков. - И в Послании мог бы прозвучать первый предварительный итог выполнения указов».
Декан Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Виталий Третьяков выделил три темы, которые, по его мнению, волнуют российскую общественность.
«Первое. Мало кто понимает, что все же происходит с российской экономикой, - отметил Третьяков. - Известно, что мы имеем большой спад в экономике, рост ВВП стремится практически к нулю. Многие эксперты говорят, что дальше будет хуже. По словам представителей правительства нас ожидает дефицит бюджета, сокращение социальных программ и все такое прочее. Люди не понимают, а что будет дальше с экономикой? По моим ощущениям – это один из главных вопросов, который сейчас интересует как экспертов, так и обычных граждан».
Вторая тема, по словам Третьякова, носит стратегический характер.
«За последний год резко обострились межнациональные взаимоотношения внутри России. Мы наблюдаем за драками, конфликтами, убийствами. Кто бы ни говорил, что это проявление обычной преступности, все эти инциденты все больше связаны с межнациональными отношениями, темой миграции, в том числе и внутренней. Никакого внятного объяснения, а главное – пути, как из этого выходить, руководство страны и более мелкие чиновники не дают. Произносятся лишь банальные лозунги и не более того».
Третья тема, связана с ответственностью правящего класса страны. «У большинства простых людей и экспертов есть четкое ощущение того, что правящий класс страны сама страна не интересует, - считает Третьяков. - Путин время от времени вызывает их на Госсовет или иные мероприятия, они произносят дежурные фразы, а капитал между тем продолжают вывозить за рубеж. Они только под нажимом Кремля идут, да и то, сопротивляясь, на акции, которые дают некий слабый экономический эффект внутри страны. Они лишь эксплуатируют Россию, а занимается этим - правящий класс, среди которого половина бизнесменов так или иначе связанна с государством».
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что Путину следует сказать о коррупции и землях сельскохозяйственного назначения.
«Первая тема – необходимость ужесточения уголовной ответственности за коррупционные проявления и хищения в сфере государственной собственности. Тогда будет возможно запустить механизм деятельного раскаянья и через него - вернутся к проблеме возврата коррупционных средств из-за рубежа».
«Вторая тема – наведение порядка в системе учета сельхозземель и имущественного комплекса, - считает Кабанов. - Дело в том, что сельхозземли являются национальным достоянием. Развитие сельского хозяйства может стать стратегическим спасательным кругом для России в целом не только для ее экономики. Это способ выйти из тупиковой ситуации. При этом сегодня эти земли расхищаются и естественным путем уходят из сельскохозяйственного оборота».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин уверен, что в Послание следует добавить «контуры военной реформы и образ российской армии будущего».
«Это очень актуальная проблема в связи с очень нервной обстановкой вокруг Сирии, и вокруг других так называемых «горячих точек» на карте мира. Понятно, что подготовка к разным напряженным ситуациям в мире должна включать в себя и вовремя модернизирующуюся эффективную армию. Это первое».
Вторая важная тема, по мысли Мухина - предвыборные обещания, которые дал Владимир Путин в 2012 году и которые необходимо выполнять. «Иначе верховная власть рискует в дальнейшем наблюдать обрушение своего рейтинга в катастрофических масштабах», - считает Мухин.
Председатель Московской городской Думы Владимир Платонов отметил, что волнующая его тема «скорее всего будет присутствовать в послании». «Для Москвы это важно и актуально, так же как и для многих крупных городов. Речь о миграции, активизация борьбы с незаконной миграцией», - уточни Платонов.
Директор Института Глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий обратил внимание на экономическую тематику.
«Проблема состоит в том, что экономическая политика правительства не помогает выходу страны из кризиса. Кризис будет углубляться», - заявил Кагарлицкий, уточнив, что следовало бы «сейчас ориентировать в сторону стимулирования спроса и в сторону стимулирования регионов».
Говоря о регионах, эксперт заметил, что необходимо их развивать комплексно. «Не следует просто накачивать туда деньги или, скажем, строить лишь одну большую железную дорогу из Москвы в Казань, - полагает он. - Это не решение вопроса. То есть нужна не одна дорога до Казани, которую будут 15 лет строить, и она никогда не окупится, а нужны по меньшей мере десятки тысяч небольших районных и областных дорог – шоссейных, железных».
Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева ожидает, что в президентском Послании необходимо говорить об основах укрепления единства российского общества.
«На валдайской встрече Владимир Путин называл несколько факторов укрепления единства, - заметила она. - Среди них – сильное государство, что вполне отвечает данным результатов наших исследований. Именно этого хотят люди. Вопрос же заключается в том, что считать сильным государством? Что стоит за этим термином? Вот разъяснение этого термина очень важно».
По словам известного социолога, «сильное государство – это человек, - предположила Дробижева. - Об этом Владимир Путин намекал на валдайской встрече, говоря о том, что для нас важны люди, их социальное и физическое здоровье, их благополучие».
«Так что же такое сильное государство? Защита от коррупции, от бесправия? Разъяснения этой позиции мы бы очень ожидали в президентском Послании».
«А что же нас скрепляет, ведь это не только сильное государство? Владимир Путин говорит о справедливости, о том, что нас соединяет культура, связанная с православной церковью. И этот тезис вызывает вопрос», - считает Дробижева. «У нас называют себя верующими более 60%, но они не воцерковленны. Значит, с одной стороны, может ли это быть даже для всех русских быть чем-то единым и скрепляющим?»
«Во-вторых, у нас в стране практически 20% инонационального населения, которые имеют другое вероисповедание, - добавила эксперт. Поэтому, прежняя формулировка Владимира Путина - «мы опираемся на традиционные для России вероисповедования» - была, на мой взгляд, более правильной. И если бы он ее повторил в Послании, было бы хорошо».
Президент Центра политических технологий Игорь Бунин заострил внимание на проблеме российской судебной системы.
«Глава государства должен совершенно четко и ясно сказать, что означают истории, подобные делу Фарбера, истории, подобные «делу экспертов», - уверен Бунин. - Суд должен быть абсолютно независимым. Сегодня, конечно, есть идея, чтобы председателей суда выбирали судьи, но суды следует сделать абсолютно независимыми и ликвидировать «телефонное право».
Политолог, профессор кафедры интегрированных коммуникаций факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ Иосиф Дзялошинский поднял тему взаимодействия СМИ и чиновников.
«Я бы предложил затронуть проблему, связанную с развитием современного российского медиапространства, - уточнил он. - Нужно создавать дополнительные условия для того, чтобы граждане получали достоверную информацию о том, что происходит в стране. Это важно. Мы имеем закон о предоставлении информации органами государственной власти и муниципальными образованиями, но у нас нет механизмов контроля за качеством этой информации. Условно говоря, у нас есть открытое правительство, но нет механизмов контроля за открытостью правительства».
Писатель, публицист Марина Юденич выделила два важных для нее и граждан страны момента.
«Я думаю, что в Послании должна быть отражена тема социальной справедливости во всех сферах нашей жизни. Мне кажется, что запрос общества на решение проблем социальной справедливости, а такая проблема стоит достаточно остро, занимает едва ли не первое место».
Второй насущный вопрос, по словам Юденич, это «борьба со всякого рода экстремизмом и в первую очередь - с религиозными экстремизмом». «Пропаганда такого экстремизма набирает силу в республиках, где люди в основном исповедуют ислам, - уточнила она. - Эта пропаганда подчас становится откровенной и неприкрытой. На мой взгляд, это очень важно и тревожно. Я бы хотела, чтобы это было как-то озвучено в Послании».
Писатель Михаил Веллер, несмотря на свой скепсис относительно публичных обращений, обращает внимание на чиновников.
«Я предложил бы вот что. Неисполнение любым государственным лицом закона Российской Федерации есть государственное преступление, которое карается именно как тяжкое государственное преступление и, разумеется, налагается полный запрет на занимание этим лицом впредь какой бы то ни было государственной должности», - сформулировал Веллер.
Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов полагает, что время краткосрочных ориентиров, которые обычно даются в Послании президента, подходит к концу.
«Как мне кажется, в данном случае речь идет не только о содержании, но и о форме Послания, о неких целях, которые в него закладываются, - уверен Шатилов.
«Поэтому, я думаю, постепенно встает проблема стратегических приоритетов страны. Как мне кажется, время тактических посланий постепенно уходит. По крайней мере, общество хочет получить от власти, и, прежде всего, от президента Российской Федерации, некие жизненные ориентиры, перспективы, образ того будущего, желательно – светлого, в котором мы будем жить через 10-15-20 лет, в среднесрочной перспективе».
«В этом плане, было бы весьма важно и значимо, если бы такие стратегические приоритеты даже в относительно общем виде были бы сформулированы с большей или меньшей акцентировкой», - подчеркнул эксперт.
«С другой стороны, конечно, я думаю, что в Послании президента будут затронуты и актуальные проблемы как внешнеполитические, так и внутриполитические, экономические, социальные, - считает Шатилов. - Что касается конкретики, я даже не знаю, чего пожелать, потому что как показывает практика, президент и его администрация держат руку на пульсе и реагируют на актуальные пожелания и запросы общества. Думаю, что в Послании будут отражены сирийская тема, вопрос взаимодействия власти и оппозиции, тема социально-экономической обстановки в России и мире».
«То есть, конкретные и тактические моменты в Послании будут представлены. Но хотелось бы услышать некие стратегические приоритеты», - заключил Шатилов.