На фоне провалившейся, несмотря на активную медийную раскрутку, акции оппозиции на Манежной площади 18 мая, явно выделяется так называемый «народный сход», прошедший в прошлый четверг в подмосковном Пушкино после убийства болельщика московского «Спартака» Леонида Сафьянникова. Центр политического анализа задал специалистам по молодежным движениям и социологам вопрос, стоит ли обывателям и власти бояться фанатского протеста.
Разрекламированный в социальных сетях и поддержанный киевским майданом «Народный сход против Путина» на Манежной площади 18 мая даже многие оппозиционеры признали политическим провалом. До сих пор сложно с точностью сказать, кого было больше в минувшее воскресенье на Манежной площади – оппозиционных активистов или представителей прессы.
Между тем, прошедший 15 мая в подмосковном Пушкино так называемый «народный сход», спровоцированный убийством гражданином Узбекистана двадцатидвухлетнего болельщика московского «Спартака» Леонида Сафьянникова, собрал около полутысячи футбольных фанатов и закончился беспорядками. Ранее радикально настроенные болельщики петербурского «Зенита» сорвали проведение футбольного матча между своим клубом и московским «Динамо». Один из горе-болельщиков нанес побои игроку столичного клуба, кандидату в национальную сборную и участнику Маккабиады Владимиру Гранату. Центр политического анализа спросил у экспертов, чего дальше ждать от футбольных болельщиков.
В Киеве радикально настроенные болельщики, поддержав протест либерально-настроенного студенчества, стали одной из ударных колонн «евромайдана». В России националистически-ориентированная и ксенофобская масса фанатов до сих пор держалась в стороне от возглавляемого либеральными лидерами протестного движения, составляя костяк «Русских маршей». Возможен ли и насколько опасен альянс националистически настроенных фанатов и либеральной интеллигенции? Вопрос отнюдь не риторический.
С точки зрения спортивного обозревателя Алексея Осина генезис протестных выступлений фанатов и либеральной оппозиции абсолютно не идентичен. Господин Осин полагает, что при нынешнем политическом тренде фанаты будут скорее союзниками властей.
«Начиная с выступления в 2010 году после убийства Егора Свиридова фанаты, по сути, помогают власти наладить более эффективную работу правоохранительных органов», - полагает эксперт.
«Нельзя сравнивать эти две общественные силы. Да, периодически любые протестные движения тут же подхватываются несистемной оппозицией, делаются попытки спекулировать на них, но в целом большинство лидеров российского фанатского движения либералам явно не союзники»
Левый политический активист Евгений Бузев не видит в футбольных фанатах самостоятельный политический субъект. «Политику делают не группы бойцов, хотя они важны на определенном этапе, а идеи – как бы по-советски наивно это не звучало. Это под идеи дают деньги, за идеи люди идут умирать и без них они разбегаются при первых сложностях», - считает Бузев.
«У российских фанатов никаких конкретных политических идей нет, а существующие, на самом деле, сводятся к «наших бьют». Фанаты, конечно, могут стать ударной силой протеста, но только когда этот протест проявится в виде мощной идеи, которая способна овладеть сознанием масс в той же степени, как это произошло на Украине».
Российская оппозиция создать подобное не способна, как полагает активист.
«Если же политическая и экономическая ситуация сложатся так, что россияне выйдут на аналоги «майданов» и «антимайданов», то позиция футбольных фанатов будет далеко не самым важным пунктом на повестке дня»,- рассказал Бузев.
Социолог Леонтий Бызов хотя и отмечает рост националистических настроений на фоне постепенного ослабления либеральной оппозиции, также не видит в фанатах потенциала для того, чтобы стать самостоятельной политической силой.
«Футбольные фанаты - это субкультура, с которой можно «поиграть», но это не та сила, на которую можно опереться всерьез, поскольку большинство молодых людей, участвующих в этом движении, достигая возраста 20-25 лет, становятся законопослушными обывателями, подобно повзрослевшим хиппи и другим представителям молодежных субкультур прошлого. На Украине тех же фанатов просто используют в собственных целях, но самостоятельным субъектом они не являются», - полагает Бызов.