20 июля, суббота

Пармезан из Костромы и другие чудеса русского ритейла

09 октября 2014 / 20:59

Чиновники, ритейлеры и производители не фиксируют роста цен на продовольствие из-за санкций, зато уверены в позитивном импульсе санкций для отечественного производства. Таков лейтмотив выступлений на пресс-конференции на тему «Продуктовый ритейл в условиях санкций: итоги первого месяца», состоявшейся в ИТАР-ТАСС в среду, 10 сентября.

«Мы не видим серьезного роста цен. Динамика носит сезонный характер», - такими словами открыл брифинг заместитель директора департамента развития торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Никита Кузнецов.

Минпромторг, по его словам, нашел способ борьбы с ростом цен на продукты через поощрение нестационарной торговли. «Мы дали установку на серьезное увеличение ярмарочной торговли. Это позволит вовлечь в оборот продукцию, произведенную в мелких хозяйствах и в частных хозяйствах населения», - сообщил чиновник.

Кроме того, министерство настаивает на создании современного оптового звена. Без решения этой задачи невозможно стимулировать развитие отечественного производства.

«Рядом с каждым городом с населением более 300 тысяч человек должен функционировать крупный оптовый продовольственный рынок», - сказал Кузнецов.

По его словам, сокращение числа посредников (через оптовый рынок производитель сможет передавать свою продукцию сразу в магазины и общепит) позволит этому рынку «как пылесос вытягивать» продукцию в радиусе 200-300 километров, что поможет развить собственное производство.

Глава Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ Александр Борисов также был оптимистичен. «Санкции пойдут нам на пользу», - заявил он.

Борисов напомнил, что Россия не первый раз сталкивается с этим явлением, и предприниматели уже научились извлекать из него пользу. В частности, из-за дискриминационных мер Запада Россия научилась сама производить трубы большого диаметра, и с нуля удалось создать нефтехимическую промышленность.

Представитель ТПП также призвал не ущемлять торговые сети, доля которых в России явно недостаточна. «Доля сетевой торговли у нас составляет 20 с небольшим процентов, тогда как в Европе – от 60-90% в зависимости от страны», - пояснил он.

Избежать всплеска цен, по словам Борисова, удалось благодаря пониманию, что «мы все плывем в одной лодке». «Все участники рынка повели себя разумно», - подчеркнул он.

В то же время глава комитета ТПП призвал не рассчитывать совсем уж нулевой рост цен. «Рост издержек еще никто не отменял. Главное не раскрутить инфляционные ожидания, не допустить спекуляцию на ценах», - полагает он.

По словам Борисова, ритейлеры должны следить, чтобы не было снижения объемов поставок, поскольку на исчезновение с полок того или иного товара потребитель реагирует крайне нервно.

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов поддержал идею развития ярмарочной торговли и раскритиковал мелкие магазины, которые часто не соответствуют современным требованиям и даже уходят от налогов.

Глава АКОРТ обвинил малую торговлю в завышении цен. «В регионах, где нет сетей, наблюдается самый высокий рост цен. Там больше всего спекуляции и попыток увеличить маржинальность», - сказал он.

Санкции Карпов назвал «нестандартной ситуацией» и сравнил их с «кризисом 2009-10 гг.», который в то же время позволил оптимизировать ритейл.

Директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков высоко оценивает роль государства в сдерживании роста цен. «Скачка цен мы не наблюдаем. Государство предупредило всех участников рынка», - отметил он.

Востриков также пообещал, что скоро в России будет пармезан и дорблю из Нижнего Новгорода и Костромы.

Андрей Тихонов

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также