Следственный комитет России запросит данные со спутников, чтобы установить подразделения и командиров на Украине, обстрелявших российский город Донецк в Ростовской области. Последствия приграничных обстрелов зависят от того, насколько добрососедскими являются отношения у вовлеченных в инцидент стран. В случае с Украиной дипломатический способ разрешения невозможен из-за позиции украинской стороны. Такое мнение высказали историки, опрошенные Центром политического анализа.
В воскресенье, 13 июля, неустановленные военнослужащие вооруженных сил Украины, члены национальной гвардии Украины и «Правого сектора» производили выстрелы по российскому городу Донецк Ростовской области. В результате попадания снарядов в домовладения по улице Балтийской один человек погиб, еще один получил ранения.
Всего было выпущено семь снарядов, шесть из них разорвались, один не разорвался. При осмотре места происшествия следователи зафиксировали следы попадания снарядов, в том числе воронку размерами 130 на 170 см и глубиной 60 см, также изъято около 70 металлических фрагментов снаряда. Кроме того на территории домовладения раненой женщины обнаружены следы попадания двух снарядов в виде воронок конусовидной формы.
По факту обстрела следственным управлением СК по Южному федеральному округу расследуется уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 и ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ ("Убийство и покушение на убийство двух и более лиц, совершенные общеопасным способом, группой лиц").
Глава фонда «Историческая память» Александр Дюков отмечает, что в истории подобные проблемы решались по-разному, и все зависело от отношений, в которых находились страны. «Например, в период 1920-1930-х гг. на советско-польской границе постоянно происходили перестрелки. Обычно в результате подавались ноты протеста с требованием наказать виновных. Иногда их действительно наказывали», - рассказал он.
Дюков считает случай в Ростовской области гораздо более значимым, чем какие-либо другие перестрелки на границе. «Ведь убит один и ранено двое мирных жителей нашей страны в результате артиллеристского, а не ружейного обстрела. Помимо этого мы знаем о регулярных обстрелах российских пограничников, российских пропускных и таможенных пунктах. Складывается ситуация, которая требует от нашей страны реакции на подобные непрекращающиеся акции. Если они не прекратятся, то будут продолжать гибнуть военнослужащие и мирные граждане», - сказал он.
Историк сетует на то, что украинская сторона в традиционном для нее стиле даже не принимает на себя ответственность за инциденты. «Очевидно, что обычные методы в виде нот протеста в данном случае просто недейственны. Какие меры могут быть действенными – большой вопрос. Дипломатический способ разрешения этих инцидентов, судя по всему, невозможен из-за позиции украинской стороны», - убежден он.
Историк Алексей Исаев подчеркивает, что приграничные инциденты вовсе не означают автоматически начало боевых действий. «Далеко не всякие инциденты, даже с человеческими жертвами означают войну», - отметил он.
По его словам, известен случай, когда израильские самолеты изрешетили американский корабль «Либерти». Это не привело к войне между США и Израилем.
Профессор РГГУ Сергей Черняховский также напомнил историю советско-польских отношений. «Для Польши это закончилось тем, что Советский Союз не имел ничего против ее разгрома Германией. Польша на самом деле мало отличилась от нацистского соседа. Просто Польша была больше деревенской, а Германия более городской», - пояснил он.
Черняховский полагает, что объективно все может завершиться только со сменой режима в Киеве. «Дальше уже можно рассматривать, какие действия для этого более эффективны. Чем более жесткими будут действия России, тем меньшее противодействие мы встретим», - заключил он.