Глава российского МИД Сергей Лавров в рамках «парламентского часа» в Госдуме представил депутатам краткое резюме внешней политики России. Наша страна выступает за углубление международной интеграции, развитие сотрудничества, многовекторность политики. При этом, сотрудничая более плотно со странами АТР, мы не отказываемся от сотрудничества с Западной Европой. Что особенно важно в свете украинского кризиса. Эксперты оценили выступление главы российского МИД позитивно.
Место России в мировой политике, ее позиционирование в свете резко обострившихся отношений России и стран Запада — вот вопрос, на который так или иначе ждут ответа не только за пределами России, но и внутри страны. Не раз уже российские официальные лица пытались донести позицию России до западного истеблишмента и последовательно продолжают это делать, несмотря на показное игнорирование или искажение слов российского руководства ведущими западными политиками.
В очередной раз позицию России насчет положения в мировой политике представил российским парламентариям 19 ноября глава российского МИД Сергей Лавров. «Политинформация» для депутатов получилась довольно содержательной.
Лавров констатировал: Россия против противостояния с Западом, она выступает за интеграцию и бесконфликтное сотрудничество условно «всех со всеми». Однако, по мысли Лаврова, не все согласны с этим и с той независимой политикой, которую проводит Россия. «Россия последовательно выступает за интеграционную, позитивную повестку дня, направленную не на разъединение, а на развитие связей между государствами. К сожалению, этот конструктивный курс наталкивается на продолжающиеся попытки США и их союзников разделять и властвовать, продавливать односторонние подходы, перекраивать мир под свои конъюнктурные замыслы», — заявил министр депутатам.
Независимая политика России востребована в мире, уверен Лавров, она «привлекает широкий круг партнеров в Азии, Африке, Латинской Америке и Европе». Вообще, как отметил Лавров, «международные отношения переживают переходный период, связанный с объективным процессом формирования нового полицентричного мироустройства». «На наших глазах возникает принципиально иная картина мира», — констатировал министр.
Лавров тезисно изложил основные векторы российской внешней политики, где за последние месяцы были достигнуты наибольшие успехи и которые являются сегодня для России наиболее принципиальными. «Углубляются многоплановые связи России с Индией, Вьетнамом, другими нашими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе», — отметил российский министр, подчеркнув, что «восточный вектор нашей политики рассматривается не в качестве альтернативы связям с Западом, а как фактор реализации на практике принцип многовекторности нашей работы на международной арене».
В качестве иллюстрации многовекторной политики и нацеленности России на интеграцию Лавров отметил работу нашей страны в рамках целого ряда интеграционных проектов. «Приоритеты нашей внешнеполитической работы в предстоящем году связаны с председательством России в БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества», — отметил, в частности, министр. Коснулся Лавров и интеграционных проектов на постсоветском пространстве. «Конкретный вклад в развитие широкого сотрудничества … вносит реализация проекта формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рассчитываем, что с 2015 г. его полноправным членом станет Армения. Активно продвигается работа по присоединению к ЕАЭС Киргизии. Возрастающую роль в поддержании безопасности в регионе своей ответственности играет Организация Договора о коллективной безопасности», — заявил министр.
Коснулся министр и такой важной темы как иранская ядерная проблема: «Широкое международное признание получили инициативы России по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы на основе принципов поэтапности и взаимности, которые легли в основу подходов, которые обсуждаются на переговорах „шестерки“ с Ираном».
Значительная часть выступления главы российского внешнеполитического ведомства перед депутатами была посвящена, естественно, ситуации на Украине. «При поддержке США и ряда европейских государств на Украине был совершен антиконституционный вооруженный переворот. Национал-радикалы поставили страну на грань раскола и столкнули ее в гражданскую войну. При этом шансы на деэскалацию конфликта раз за разом торпедировались западными партнерами. Имею в виду соглашение об урегулировании кризиса, подписанное 21 февраля украинскими властями и министрами иностранных дел трех европейских государств, которое было предано забвению уже через несколько часов. До сих пор не реализуются ключевые положения Женевского заявления от 17 апреля, где зафиксировано обязательство украинских властей срочно приступить к конституционной реформе с участием всех регионов и политических сил Украины», — так оценил Лавров причины кризиса и срывов усилий России по деэскалации конфликта на Украине.
Как подчеркнул Лавров, «Россия не могла и не может безучастно наблюдать за происходящим в соседней братской стране». «На всем протяжении украинского кризиса наша страна последовательно стремилась помочь Украине преодолеть этот тяжелый период в ее истории, достичь прочного мира и национального согласия о будущем страны, о ее государственном устройстве, в котором все украинцы чувствовали бы себя комфортно, безопасно и достойно. В качестве ближайшего шага призываем наладить устойчивые контакты между Киевом и представителями Донбасса в целях выхода на взаимоприемлемые договоренности. Запад должен стимулировать этот процесс, а не стремиться безоглядно поддерживать все, что делает „партия войны“ в Киеве, закрывая глаза на вопиющие нарушения прав человека, откровенное беззаконие и военные преступления», — убежден глава МИД.
Отвечая на вопросы парламентариев, Лавров отметил, что блокада Донбасса может свидетельствовать о том, что «партия войны» в Киеве вновь готовится к военному наступлению.
При этом Россия не хочет конфронтации. «Нынешний негативный тренд в мировых делах — не наш выбор. Мы будем работать в сложившихся условиях и всегда готовы к диалогу. Реальной альтернативы взаимовыгодному равноправному сотрудничеству между Россией и ЕС не существует — слишком многое связывает нас в географическом, экономическом, историческом, человеческом планах. Евросоюз — наш естественный и торгово-экономический партнер», — обозначил позицию России Сергей Лавров.
Эксперты рассказали о том, что в речи Ларова их заинтересовало более всего. «Разворот риторики министра иностранных дел запаздывает года на два. То, что смена вектора приходится на кризисный период, во многом ослабляет позицию России, дает Китаю шанс поторговаться», — сетует политолог, шеф-редактор «Однако. Евразия» Семен Уралов.
«Надо помнить, что у русских все-таки имидж людей немногословных, но конкретных, а риторику оставить для базовой пропаганды в школах и вузах», — убежден он.
Важно, по мысли Уралова, то, что Лавров много внимания в своей речи уделил Ирану, «стране которая к своей роли наблюдателя в ШОС относится отнюдь не формально». «Дело в том, что торговля по суше для Ирана осложнена. С одной стороны — Афганистан. С другой — закрытая Туркмения. С третьей — конфликтная Турция. С четвертой — Сирия, где идет гражданская война», — напоминает политолог.
«Учитывая тот факт, что Персидский залив контролируют США, то единственным надежным средством коммуникации для Ирана остается Каспийское море, которое уже не является внутренним советским как прежде. При этом Иран — государство быстро растущее, но бедное, которое многие годы грабила местная хунта. В Иране не проходила социалистическая модернизация, там не было всеобщего образования и всеобщей медицинской помощи. Страна до сих пор страдает от вспышек эпидемий. Поэтому они критически зависят от России в поставке, например, пшеницы», — рассуждает Уралов.
«Если каспийский узел развязывается и Россия выступит гарантом, то Иран активно примет участие в ШОС. В противном случае у него не будет выхода на Каспий, и придется о чем-то договариваться с США. Иран заинтересован в решении каспийской проблемы и постепенно будет входить в евразийскую орбиту. Но это не значит, что Иран будет завязан исключительно на Россию. Нам придется действовать осторожно, учитывая интересы других игроков в регионе. Игра на Каспии только начинается и ее можно выиграть с помощью Ирана», — считает политолог.
А вот политолог Сергей Михеев обращает внимание на украинскую часть речи Лаврова.
«Надо понимать, что в Киеве адекватного взгляда на ситуацию не хватает. Там остаются люди, которые считают, что все можно решить одним ударом. То, что летом не получилось их почему-то не смутило, и они надеются на перегруппировку сил. Это опасная иллюзия», — полагает Михеев.
По его оценке, у украинских элит есть и другая опасная иллюзия. «В Киеве на серьезном уровне уверены, что Россия через пару месяцев рухнет под давлением западных санкций и откажется не только от поддержки Донецка и Луганска, а может даже и Крым вернет. Это выглядит странно, но я слышал такие мысли от достаточно серьезных людей в Киеве. То ли они стали жертвами собственной пропаганды, то ли им это внушают американцы», — говорит Михеев.
«Когда нам говорят, что мы во всем хотим виноватой сделать Америку… Может у нас и есть такой перекос, но ведь нельзя не заметить, что нет такого места на земле, куда бы Америка не сунула свой нос. Она сама делает все, чтобы ее все во всем обвиняли. Несомненно, американцы имеют огромное влияние на украинские события и, прежде всего, на позицию Киева», — поддерживает Лаврова политолог.
«Лавров демонстрирует готовность России к восстановлению и развитию отношений с Евросоюзом, предлагая вынести украинскую проблему за скобки и намекая, что за ухудшением отношений ЕС и России стоят США», — так оценивает выступление главы МИД профессор МГИМО, доктор исторических наук Валерий Соловей.
«К сожалению, в сегодняшней ситуации Европа не готова позитивно отреагировать на посылаемый ей сигнал», — резюмирует эксперт.
Михаил Захаров, Андрей Тихонов