Россия действительно совершает «разворот на Восток» — такой вывод можно сделать из выступления Владимира Путина 10 ноября на саммите АТЭС. Эксперты оценивают этот процесс позитивно: он займет немало времени, но в целом является неизбежным, даже без учета внешнеполитической конъюнктуры.
Саммит АТЭС, который посетил российский президент, для российских аналитиков не преподнес серьезных неожиданностей. Сам Владимир Путин принял участие в заседании сессии в рамках Делового саммита форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» на тему «Значение АТР для России». И в его выступлении центральной была одна нехитрая мысль — значение стран Азиатско-Тихоокеанского региона для России и так велико, а будет еще выше. Фактически российский лидер вновь зафиксировал уже неоднократно высказанную мысль и подтвердил верность озвученной ранее стратегии — Россия осуществляет своего рода «поворот на Восток». Как подчеркнул российский президент, для России взаимодействие с АТР — стратегическое, приоритетное направление.
«По сравнению с 2009 годом объём прямых инвестиций стран АТР в российскую экономику вырос вдвое. Сейчас они составляют почти девять миллиардов долларов. Объём российских инвестиций в государства АТР скромнее: по итогам прошедшего года — чуть более одного миллиарда долларов. И конечно, мы намерены активно выправлять этот дисбаланс. В том числе рассчитываем, что создание национального координационного центра по развитию экономических отношений со странами АТР позволит запустить новые проекты с участием нашей страны», — заявил Владимир Путин.
Новые проекты, по мысли российского президента, должны довести товарооборот России со странами АТЭС почти до половины всего российского товарооборота. «Сегодня торговля со странами АТЭС составляет более четверти всего российского товарооборота. В перспективе мы планируем увеличить эту долю до 40 процентов и предпринимаем конкретные шаги по расширению географии нашего экспорта и повышению доли несырьевых и высокотехнологичных товаров», — подчеркнул президент. Таким образом, Россия существенно диверсифицирует свою внешнюю торговлю и не будет зависеть от преимущественно западных рынков сбыта своих сырьевых ресурсов.
Подробно коснулся Владимир Путин и отказа от доллара при расчетах со странами-партнерами России в АТР, прежде всего с Китаем. Как отметил Путин, «расчёты в национальных валютах, во всяком случае, между такими партнёрами, как Китай и Россия, — это очень перспективное направление нашего взаимодействия, которое поможет расширять наши возможности во взаимной торговле и существенно влиять на мировые рынки и финансовые, и энергетические».
«Мы сейчас рассматриваем один из проектов вхождения китайских партнёров в одну из наших крупных добычных компаний при расчётах в юанях. Конечно, мы должны понять, как будем использовать немалые ресурсы, которые будут возникать у российского партнёра при получении китайской национальной валюты, но, имея в виду, что китайская экономика генерирует достаточно много востребованных на российском рынке товаров, мы считаем, что такие расчёты вполне возможны», — заявил президент.
Кроме того, по словам российского лидера, «есть преимущества у российского рубля, которые заключаются в том, что российский рубль является фактически свободно конвертируемой валютой, и я уже сказал о том, что мы не собираемся ограничивать движение капитала». «У нас сегодня наблюдаются спекулятивные прыжки курса, но, думаю, это в ближайшее время тоже прекратится, имея в виду те действия, которые Центральный банк предпринимает в ответ на действия спекулянтов», — успокоил партнеров Путин.
По его уверению, «события на валютном рынке, которые мы сейчас видим в России, абсолютно не связаны с фундаментальными экономическими причинами и факторами». «Всё это придёт в соответствующее равновесие, это носит конъюнктурный, сегодняшний характер, а в долгосрочной перспективе, конечно, расчёты в рублях и юанях очень перспективны. Это будет означать, если мы перейдём к такой крупномасштабной работе, что влияние доллара, скажем, в мировой энергетике будет объективно снижаться», — убежден российский президент.
И к слову о США и их валюте: как и предрекал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, российский президент в кулуарах саммита АТЭС пересекся со своим американским коллегой Бараком Обамой. Встреча получилась недолгой, но она была. Вопрос лишь в том, поможет ли это нормализации отношений США и России.
Впрочем, главное — все-таки экономика, а не международная политическая напряженность. Напряженность уйдет, а торговля была и будет. Эксперты. Опрошенные Центром политического анализа оценили перспективы «разворота на Восток».
«Случилось то страшное, чего опасались европейцы и на что так надеялись американцы. Россия переориентирует часть своего товарооборота на китайское направление. Впрочем, Соединенным Штатам рано радостно потирать руки, поскольку уходить с европейского рынка Россия не намерена», — полагает Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
По словам политолога, «тезис о расчетах в национальной валюте является серьезным ударом по Соединенным Штатам, поскольку подвергает серьезному испытанию всю систему долларовой зависимости многих стран — да всех стран по сути».
«Я бы не стал говорить о резком повороте России в сторону Китая — пока торгово-экономический оборот России с Евросоюзом в пять раз больше, чем России с Китаем. На то, чтобы перестроить эту систему, требуется время. У России время есть, а вот у Европейского союза его все меньше. Уже видны серьезные диспропорции в национальных экономиках европейских стран, особенно учитывая режим введенных ими санкций», — убежден эксперт.
«В условиях сложившейся внешнеполитической конъюнктуры, весьма высока вероятность значительного расширения в ближайшей перспективе делового сотрудничества по многим направлениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, конечно, с Китаем. Интерес к российскому рынку остается здесь высоким и в перспективе приток инвестиций из Азии может отчасти решить возникающую проблему дефицита ликвидности», — полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
«Одновременно вполне можно ожидать и заметного расширения товарооборота. Это и раньше была, несомненно, актуальная задача (например, в части развития восточного экспорта российских зерновых и оптимизации в других сегментах внешнеторговых операций), но резкое осложнение отношений с американскими и европейскими внешнеполитическими партнерами стало серьезным дополнительным стимулом, подтолкнувшим правительство к конкретным шагам в этом направлении. Основным драйвером роста будет выступать расширение внешнеторговых операций со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь, с Китаем», — продолжает эксперт.
По словам Клягина, «увеличение поставок будет носить двусторонний характер (учитывая новые контракты по сырьевому экспорту), но в краткосрочно перспективе следует ждать скорее дальнейшего увеличения китайского импорта, в том числе, продовольственного».
«На фоне ограничений ввоза продуктов из США и ЕС, китайский бизнес, несомненно, постарается воспользоваться ситуацией в своих интересах и усилит собственные позиции на российском продовольственном рынке. В частности уже сообщалось об отмене запрета на поставки в Росси китайского мясосырья и ряда других продуктов», — говорит он.
«Расширение торговли с зарубежными партнерами в обход доллара логично вписывает в макротенденцию повышения уровня влияния ключевых региональных расчетных валют. Таким странам, как Япония, Китай и ЕС, не говоря уже о России, действительно не выгодно вести свою торговлю в долларах США, т. к. это увеличивает транзакционные издержки участников экономических отношений. Гораздо логичнее иметь дело с собственными валютами, минуя посредников», — считает аналитик ИХ «ФИНАМ» Антон Сороко.
По его оценке, «данный тренд только зарождается (подавляющее большинство торговых операций в мире ведется в долларах США), но он может в долгосрочной перспективе привести к вытеснению долларовой массы обратно на территорию США, что чревато ростом инфляционного давления. Можно сказать, что такие действия ключевых мировых держав в перспективе могут привести к долгосрочному ослаблению американского доллара».
«Перспективы рубля как резервной валюты, на текущий момент мне кажутся вполне реальными. Конечно, стоит уточнить, что речь идет скорее о статусе региональной резервной валюты, а не мировой. Процесс отказа от одной единственной валюты для мировой торговли уже запущен, и он постепенно будет реализовываться. В ситуации, когда ключевых для мировой экономики валюты будет много рублю вполне по силам занять доминирующее положение в своем регионе. Именно здесь нужно будет растущее влияние иены, юаня, евро — для формирования многополярного мира, где нет единственного бенефициара финансовой инфраструктуры», — резюмирует Сороко.
Михаил Захаров