19 апреля, пятница

Можно ожидать заметного расширения товарооборота со странами АТР

11 октября 2014 / 22:19
аналитик УК «Финам Менеджмент»

Приток инвестиций из Азии может решить проблему дефицита ликвидности.

Полагаю, в условиях сложившейся внешнеполитической конъюнктуры, весьма высока вероятность значительного расширения в ближайшей перспективе делового сотрудничества по многим направлениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, конечно, с Китаем. Интерес к российскому рынку остается здесь высоким и в перспективе приток инвестиций из Азии может отчасти решить возникающую проблему дефицита ликвидности.

Одновременно вполне можно ожидать и заметного расширения товарооборота. Это и раньше была, несомненно, актуальная задача (например, в части развития восточного экспорта российских зерновых и оптимизации в других сегментах внешнеторговых операций), но резкое осложнение отношений с американскими и европейскими внешнеполитическими партнерами стало серьезным дополнительным стимулом, подтолкнувшим правительство к конкретным шагам в этом направлении. Основным драйвером роста будет выступать расширение внешнеторговых операций со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь, с Китаем. Увеличение поставок будет носить двусторонний характер (учитывая новые контракты по сырьевому экспорту), но в краткосрочно перспективе следует ждать скорее дальнейшего увеличения китайского импорта, в том числе, продовольственного. На фоне ограничений ввоза продуктов из США и ЕС, китайский бизнес, несомненно, постарается воспользоваться ситуацией в своих интересах и усилит собственные позиции на российском продовольственном рынке. В частности уже сообщалось об отмене запрета на поставки в Росси китайского мясосырья и ряда других продуктов.

В тоже время, одним из ключевых негативных факторов выступает относительно невысокий уровень развития логистической инфраструктуры в восточном направлении и объективные дополнительные расходы, связанные собственно с длинным плечом. Задача снижения подобных издержек требует дополнительных инвестиций в развитие транспортной сети и расширение числа инфраструктурных проектов. Учитывая масштаб капитальных затрат, ее быстрое (скорость в такой сложной внешней и внутренней конъюнктуре имеет большое значение) и эффективное решение, конечно, возможно только при серьезном государственном участии.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика