9 октября, среда

Контрсанкции-2014: Вежливые. Временные. Продуктовые

08 июня 2014 / 23:57

Россия не будет просто терпеть западные санкции: уже готовятся контрмеры в авиасфере. Запущены ответные механизмы и в иных отраслях. В частности, 6 августа президент Путин издал указ, в соответствии с которым вводится мораторий на поставки сельхозпродукции из стран, которые выставили санкции против России или их поддержали. Эксперты Центра политического анализа постарались оценить — чем может ответить Россия на ограничения ЕС и США.

Россия найдет, чем ответить на санкции ЕС и США. Авиационные российские власти уже готовят меры в ответ на те, что поставили в сильно неудобное положение лоукостер «Добролет». Как рассказал источник ИТАР-ТАСС, знакомый с процессом подготовки мер, российские авиавласти могут остановить часть европейских чартеров, изменить транссибирские маршруты и закрыть воздушное пространство для транзита украинских авиаперевозчиков.

По словам источника, могут быть изменены маршруты движения самолетов в воздушном пространстве России при полетах по транссибирским маршрутам. «Это повлечет за собой увеличение полетного времени и, как следствие, рост издержек авиаперевозчиков, связанных с расходом топлива на рейсе и заработной платой кабинных экипажей. Таким образом, европейские перевозчики потеряют в конкурентоспособности по сравнению с азиатскими авиакомпаниями», — заявил источник.

Ранее Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) выражала надежду, что политические осложнения между Россией и Евросоюзом не будут влиять на договоренности по использованию европейскими авиакомпаниями транссибирских маршрутов.

Рынок отреагировал на новости оперативно: на европейских биржах продолжился обвал акций авиаперевозчиков. Бумаги Finnair падают на 2,2%, до €2,6 за акцию, стоимость компании по биржевым котировкам за два дня снизилась на €30 млн. Air France дешевеет на 4,7%, до €7,15 за бумагу (за два дня капитализация компании рухнула на 11%, больше €220 млн). Котировки германской Lufthansa просели на 2,9%, до €12,45 за акцию, за два дня опустившись на 10% (около €570 млн). Лоукостер Ryanair дешевеет на 2%, до €6,61 за бумагу (потеряно около €184 млн капитализации). Капитализация International Airlines Group за две торговые сессии рухнула на 6,5% - это более $745 млн. В среду бумаги корпорации на Лондонской фондовой бирже снижаются на 1,9%.

Упали и акции авиакомпаний США. Delta по итогам последней торговой сессии подешевела на 2,82%, до $36,23 за акцию (капитализация опустилась на $1,1 млрд). American Airlines — на 2,5%, до $37,18 за бумагу (потери по стоимости — $675 млн). Котировки United Airlines рухнули на 3,43%, до $43,94 за акцию (потери — $562 млн). Суммарное падение составило порядка 4,5 миллиардов долларов капитализации крупнейших авиаперевозчиков.

Россия отвечает на санкции не только в авиасфере.

Россельхознадзор с 1 августа ввел ограничения на ввоз на территорию России овощей и фруктов из Польши, в частности свежих яблок, груш, абрикосов, вишни и черешни. По данным Федеральной таможенной службы, импорт овощей из Польши в 2013 году составил примерно 250 миллионов долларов, что составляет 8,7% от их общего импорта в Россию в стоимостном выражении, фруктов — $497 млн или 7,8% от общего импорта. Доля овощей и фруктов в польском экспорте в Россию составляет около 9%. Польша с долей 36,2% от импорта в РФ яблок и груш, была крупнейшим поставщиком этой продукции — 751,5 тысяч тонн на $427,5 млн.

А 6 августа президент России Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», в котором речь идет о годичном моратории на ввоз в Россию «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению».

Эти страны: США, страны Евросоюза плюс Швейцария, Канада, Австралия и Япония.

В Указе специально не обговаривается список этих сельхозпродуктов, его поручено составить правительству. Причем указ требует от правительства, чтобы отечественный потребитель как можно меньше пострадал от «контрсанкций».

Указ требует «принять меры по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию». Место исчезнувших с прилавков западных сельхозтоваров должны занять отечественные аналоги.

Так что речь идет о точечных контр-санкциях, которые преследуют сразу две дополнительные цели, кроме как «наказать» наших зарубежных недругов. Во-первых, поддержать отечественного сельхозпроизводителя, а во-вторых — укрепить продовольственную безопасность страны.

К тому же, речь пойдет наверняка о том, чтобы переориентировать наше внутреннее потребление на продовольственную продукцию из стран третьего мира, не присоединившихся к санкциям против РФ.

Это же касается и других секторов экономики. Как пишут «Известия», российские оборонные и ракетно-космические предприятия в ближайший год закупят в Китае микроэлектроники на 1 миллиард долларов. По информации газеты, China Aerospace Science and Industry предоставила несколько десятков позиций электроники. Они смогут заменить компоненты, которые Россия не сможет закупать из-за санкций западных государств.

Каким образом Россия еще может ответить на европейские и американские санкции? Опрошенные Центром политического анализа эксперты постарались оценить возможность российского ответа на западные санкции и то, насколько от наших «вежливых санкций» могут пострадать отечественные потребители.

«Если даже просто посмотреть на авиационную сферу, то говорят чаще всего о транзите, за который иностранные авиакомпании платят „Аэрофлоту“. Для „Аэрофлота“ это солидные деньги — порядка 300 миллионов долларов, но поскольку основной акционер компании — государство, то оно, полагаю, сможет компенсировать издержки. А для компаний типа Люфтганзы это может обернуться более серьезными проблемами: у них невысокая рентабельность. Я не говорю, что они завтра обанкротятся, но они непременно начнут проигрывать рынок азиатским перевозчикам», — говорит директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев. Эксперт: Разуваев Александр Юрьевич

Сложности, по его словам, могут испытать и иностранные авиастроители: производство невозможно без титана, а, стало быть, и без российской «ВСМПО-Ависма». «Наш титан используется при строительстве „Боингов“ и даже, кажется, в строительстве американских военных самолетов. Если нефть добывается много где, то производителей титана в мире всего несколько», — полагает Разуваев.

«В целом ситуация будет как с Польшей: запрет на отдельные группы товаров. Это серьезно, поскольку российский рынок довольно емкий. И если Россия слегка напряжется, то в этот режим включатся еще и Белоруссия с Казахстаном (хотя их рынки не такие большие). Белоруссии вообще не привыкать — она давно живет в режиме санкций», — оценивает перспективы контрсанкций эксперт.

Возможности России в плане ответных мер в авиационной сфере ограничены, а санкции необходимо тщательно анализировать, считает Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Проблема как раз и заключается в том, что практически любые ответные санкции в авиаиндустрии по России могут ударить гораздо больнее. Ведь и большинство самолётов, эксплуатируемых отечественными авиаперевозчиками, либо европейского, либо американского производства, и обслуживаются они, в большинстве случаев за границей, то есть отказаться от этой техники мы не сможем, так как это фактически разрушит всю авиационную отрасль страны» Эксперт: Баранов Дмитрий Владимирович

Кроме того, по его словам, запрет на перелёты через нашу страну лишит её значительной суммы, взимаемой в виде пролётных платежей, а также прочих платежей и сборов, взимаемых с иностранных авиаперевозчиков. Кроме того, по оценке Баранова, «ряд санкций Россия не может ввести против иностранных авиаперевозчиков, так как она подписала соответствующие документы, в частности об обеспечении безопасности авиаперевозок, она состоит в ICAO и в IATA и просто так отказать, к примеру в аэронавигационном обслуживании, самолётам следующим транзитом через воздушное пространство нашей страны, она не может».

По мнению директора центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, эффективным ответом России могло бы стать перекрытие так называемого северного коридора снабжения войск НАТОв Афганистане.

«Пока западные войска находятся в Афганистане, страны НАТО в нем очень заинтересованы. Проблема в том, что южный коридор — сухопутный через Пакистан, получается на деле довольно дорогим. Американцам приходится платить всем местным племенным вождям за каждую машину, за каждый караван. И сухопутный маршрут оказывается дороже воздушного. А если Россия перекроет северный коридор. То это станет известно племенным вождям, и они повысят таксу» Эксперт: Салин Павел Борисович

Европа, по мысли Салина, и без введения Россией каких-либо ответных санкций, сама себя наказывает. «Вводя санкции, на практике европейцы сами запускают контрмеры, ведь ни для кого не секрет, что экономика многих европейских стран зависима от развивающихся стран, в том числе от России. Недвижимость Великобритании, туристическая отрасль южной Европы — это только то, что сразу приходит на ум. Таким образом, санкции, будучи примененными на практике, ударят по европейцам возможно даже сильнее, чем по России», — резюмирует эксперт.

Оборотную сторону «продуктовых контрсанкций» раскрыл президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. С его точки зрения контрсанкции, которые должны быть разработаны правительством в соответствии с указом президента от 6 августа, являются специфическим способом защиты отечественного производителя от негативных последствий, которые обрушились на эту отрасль в связи со вступлением России в ВТО. «Напомню, что недавно заседание Госсовета прошло в сельскохозяйственном регионе — Воронежской области», — мягко намекнул Абзалов Центру политического анализа на возможных лоббистов контрсанкций.

Кроме того, Абзалов полагает, что пик санкций и контрсанкций приходится на осень, на время сбора урожая, и у России есть время для маневра на собственном сельхозрынке.

Политолог Сергей Марков полагает, что «аккуратные санкции» в агропроме могут в перспективе оказаться выгодны России: «Санкции касаются, прежде всего, сельхозпродукции, которая может быть заменена или российскими производителями или производителями из других стран, которые не участвовали в санкциях. Классический пример — польские яблоки, овощи — которые могут быть замещены огромным количество производителей. Это будет даже выгодно России: серьезного роста цен не будет, но зато это простимулирует российского производителя».

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
8 июля / 00:00
В целом ситуация будет как с Польшей: запрет на отдельные группы товаров
Если Россия напряжется, то к контрсанкциям присоединятся Белоруссия и Казахстан {Читайте далее}
Разуваев Александр Юрьевич, директор аналитического департамента группы компаний «Альпари»
8 июля / 00:01
Любые ответные санкции в авиаиндустрии по России могут ударить гораздо больнее
В резерве у России – точечные санкции против конкретных компаний {Читайте далее}
Баранов Дмитрий Владимирович, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
8 июля / 00:01
Нужно перекрыть НАТО северный канал снабжения в Афганистане
Европейцы сами запускают контрсанкции {Читайте далее}
Салин Павел Борисович, Директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
8 июля / 00:02
Решение Путина – аккуратный ответ на санкции против России
Российские контрсанкции направлены на минимизацию ущерба от вступления в ВТО {Читайте далее}
Абзалов Дмитрий Габитович, президент Центра стратегических коммуникаций
8 июля / 00:03
«Аккуратные санкции» будут выгодны России
Серьезного роста цен не будет, но зато это простимулирует российского производителя {Читайте далее}
Марков Сергей Александрович, член Общественной палаты, директор Института политических исследований
тэги
читайте также