24 ноября, воскресенье

В целом ситуация будет как с Польшей: запрет на отдельные группы товаров

08 июля 2014 / 00:00
директор аналитического департамента группы компаний «Альпари»

Если Россия напряжется, то к контрсанкциям присоединятся Белоруссия и Казахстан.

Если даже просто посмотреть на авиационную сферу, то говорят чаще всего о транзите, за который иностранные авиакомпании платят «Аэрофлоту». Для «Аэрофлота» это солидные деньги — порядка 300 миллионов долларов, но поскольку основной акционер компании — государство, то оно, полагаю, сможет компенсировать издержки. А для компаний типа Люфтганзы это может обернуться более серьезными проблемами: у них невысокая рентабельность. Я не говорю, что они завтра обанкротятся, но они непременно начнут проигрывать рынок азиатским перевозчикам.

Потом посмотрим на, например, авиастроение. Оно невозможно без титана, а стало быть и без российской «ВСМПО-Ависма». Наш титан используется при строительстве «Боингов» и даже, кажется, в строительстве американских военных самолетов. Если нефть добывается много где, то производителей титана в мире всего несколько.

Полагаю, что в целом ситуация будет как с Польшей: запрет на отдельные группы товаров. Это серьезно, поскольку российский рынок довольно емкий. И если Россия слегка напряжется, то в этот режим включатся еще и Белоруссия с Казахстаном (хотя их рынки не такие большие). Белоруссии вообще не привыкать — она давно живет в режиме санкций.

По моему мнению, все будет идти по нарастающей, и пик будет осенью. Возможны, скажем, проблемы с расчетами в долларах и для долларовых счетов российских компаний. Не знаю, что еще американцы могут придумать, но такого рода проблемы возможны. Потому российские компании (в частности «Мегафон») переводят сейчас оборотные капиталы в гонконгские доллары. Для доллара американского это, конечно, не создает больших проблем, но все равно неприятно. С наличкой, впрочем, тут проблем особых не будет, но ликвидность доллара может снизиться.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика