Риски, которым подвергается будущее украинского государства, сегодня лежат не только и не столько в политической плоскости. Хотя, без сомнений, война, развернутая властями на Востоке страны — фактор важный и усиливающий все прочие и без того неприятные последствия для государства Украина. Центр политического анализа попросил экспертов оценить, что может сделать Россия в этой непростой политической и экономической ситуации для наших соседей. Все-таки не только правительство в Киеве живет на территории нынешней Украины, но и миллионы представителей братского народа.
Прогнозы экономического развития Украины от различных институций разнятся. Правительство этой страны вроде бы обещает падение ВВП на 3 процента, но в этот прогноз мало кто верит. Международные аналитики (из ЕБРР, МВФ, Standard&Poors) обещают Украине падение от 5 до 7 процентов, причем уже не первый раз эти прогнозы корректируются в худшую сторону. Надо полагать, что падение украинской экономики может составить по итогам года до 10 процентов, если не больше.
При этом не стоит ждать и быстрого отскока вверх: не факт что сразу по завершении военных действий в страну польются иностранные инвестиции. Такого не было с самого начала 90-х годов, когда за несколько лет украинская экономика потеряла более 50 процентов по отношению к позднесоветскому периоду (надо сказать, что и сегодня украинский ВВП ниже уровня 1990 года — в районе 70 процентов от того уровня). По данным Всемирного банка у Украины едва ли не худшая динамика подушевого ВВП среди постсоветских государств. И на этом фоне была затеяна братоубийственная война.
Сухие цифры не отражают того бедственного положения, в котором может оказаться (и по всей вероятности окажется) экономика страны уже в ближайшие месяцы. Одним из требований МВФ в качестве условия для предоставления кредитов является, например, установление экономически справедливой цены на энергоносители. А это автоматически означает резкий подъем тарифов на ЖКХ, который больно ударит по населению. «Накануне отставки Арсений Яценюк обещал увеличить финансирование военных при сокращении иных социальных выплат. Соответственно к осени повышает риск второго Майдана», — говорит вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Разгоняется и инфляция — по некоторым оценкам, она может составить до 30 процентов в годовом выражении (и точно не составит менее 15). Обесценивание денег тоже больно ударит по населению страны.
Кабинет министров уже дважды повышал тарифы. С 1 мая стоимость газа для населения выросла в полтора раза — с 720 гривен за тысячу кубометров до почти 1100 гривен. С 1 июня Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики, повысила тарифы на электроэнергию для населения на 10−40 процентов в зависимости от объемов ее потребления. Соответственно, за первое полугодие по отношению к тому же периоду 2013 года услуги ЖКХ подорожали на 5,4 процента, а в июне к декабрю 2013 года — на 15,8 процента. Стоимость для населения природного газа выросла на 63 процента, электроэнергии — на 11,3 процента. С 1 июля на Украине существенно выросли еще и тарифы на услуги по водо- и теплоснабжению.
Тарифы украинские власти обещают компенсировать, но далеко не всем. Как заявлял еще до своей отставки экс-премьер Яценюк: «Я просил бы до осени, когда граждане получат платежные поручения с другими тарифами, чтобы мы четко завершили подготовку программы компенсации украинцам по росту цен и тарифов. Это наиболее амбициозная программа компенсации наиболее уязвимым слоям населения, под которую подпадают 30 процентов населения Украины». То есть компенсации коснутся максимум каждого третьего.
По секторам экономики ситуация сегодня вырисовывается не лучше. Уже упало сельскохозяйственное производство. По подсчетам украинского Минэкономразвития и торговли, в сельском хозяйстве показатель составил минус 3,9 процента за первое полугодие, промышленность показала минус 4,7 процента. Падение в машиностроении составило 8,9 процента, а падение в торговле — 10,5 процента. И ожидается еще большее падение. Минэкономразвития зафиксировал сокращение поставок товаров на территорию России за последние 5 месяцев на 24 процента.
Все это заставляет многих говорить о близости экономического краха Украины и даже о развале всего проекта под названием «независимая Украина» в силу экономических неурядиц. Как говорил в комментарии ЦПА директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев, «уже к Новому году Украину может ждать экономический коллапс и есть даже вероятность, что Украина перестанет существовать как государство из-за экономических причин».
«Ситуация для Киева, конечно, тяжелая. Резкий рост цен на коммунальные услуги, полупустые газохранилища, резко возросшие расходы на армию — все это еще до Нового года станет проблемой для украинского бюджета», — вторит ему политолог Иван Преображенский.
Хотя, по оценке Преображенского, есть и позитивные для Киева моменты. «Де-факто страна потеряла три самых крупных дотационных региона: Крым, Донецкую и Луганскую области. Даже если так называемая контреррористическая операция завершится успешно, все проблемы Донбасса и Луганщины можно будет списать на последствия боевых действий», — полагает он. Как говорит эксперт, «в настоящий момент это другая страна, с другим экономическим пространством, которое еще не представляют даже в министерстве экономики в Киеве, не говоря уж про Москву».
При этом официальный Киев сделал ставку на выбивание средств из международных финансовых институтов при одновременных обвинениях Москвы во всех своих бедах. Ожидается, что 12 августа Верховная Рада проголосует за санкции. В проекте закона о санкциях, разработанном украинским кабмином, предусмотрены 26 видов ограничительных мер. В частности, заморозка активов, запрет на деятельность, запрет на приватизацию госсобственности, запрет на использование лицензий, полный или частичный запрет транзита ресурсов. В санкционном списке 172 человека и 65 компаний из России.
А премьер Арсений Яценюк недавно даже заикнулся о том, что Украина может прервать транзит российского газа в Европу. По словам Яценюка, Украина «поставит точку» в вопросе газовой зависимости от России, хотя это будет «непросто». Украину, правда, уже успели одернуть из Европы. «Федеральное правительство исходит из того, что Украина не будет реализовывать меру, о которой заявил в пятницу премьер-министр (Арсений) Яценюк», — заявил официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт. Однако заявление-то Яценюк успел сделать.
И вот тут возникает вопрос — что в этой ситуации делать России?
Во-первых, украинский народ (пусть даже правительство Украины откровенно враждебно по отношению к Москве) нам не чужой. Во-вторых, появление на наших границах второго Сомали или Афганистана — явно не в наших интересах. Не стоит забывать и о том, что Украина важна России и в качестве транзитера энергоносителей, что на территории этой страны имеются российские активы, что Украина до сих пор являлась нашим важным экономическим партнером. Иными словами: мы не сможем просто остаться в стороне и так или иначе все равно будем вынуждены реагировать на то, что происходит в украинской экономике. Вопрос — как?
Опрошенные Центром политического анализа эксперты попытались описать возможные стратегии России относительно украинского экономического кризиса.
Во-первых, по словам экспертов, нужна новая юридическая база для взаимодействия, без нее сотрудничества быть не может — как это происходит сейчас. «Разумеется, о чем-то можно будет говорить только после прекращения гражданской войны на Украине. Пока идет гражданская война, говорить о реальной помощи было бы странно», — считает заместитель главного редактора «Известий», политолог Борис Межуев. По его словам, после завершения гражданской войны, России надо будет подписать некий новый договор с Украиной. «Не знаю, как он будет называться, „Договор о дружбе“, как тот, что действовал с конца 90-х годов, или как-то иначе, но такой документ необходим», — уверен Межуев. В этом новом договоре, по мнению эксперта, уже можно будет прописать в том числе основы экономических взаимоотношений, объем экономической помощи и так далее.
«Я сомневаюсь, что этот договор будет быстро подписан, поскольку для украинских властей его подписание де-факто означает признание потери Крыма, но подобный документ необходим», — считает Межуев.
После принятия такого документа, по мысли Межуева, Россия могла бы более активно участвовать в помощи украинскому народу. Тогда Россия смогла бы, вероятно, ввести временные грубо говоря «экономические поблажки» в части снижения цен на энергоносители и так далее, чтобы спасти экономику Украины от коллапса. И тогда Россия смогла бы снять таможенную блокаду, которая сейчас наблюдается по целому ряду украинских товаров. Неплохо было бы, если бы подписание этого договора было сопровождено изменением некоторых моментов конституционного устройства Украины, в частности федерализации. И совсем необходимо, чтобы людей, которые бы подписали этот договор, не сажали потом в тюрьму, как это было с Юлией Тимошенко. Но для этого нужна политическая воля украинского руководства, считает Межуев.
Общей стратегией Москвы должен быть принцип отсутствия каких-то необдуманных скоропалительных решений, полагает Дмитрий Абзалов. «В зависимости от того, как будет меняться ситуация, и следует действовать и России. Нам следует играть „вторым темпом“, поскольку Киев сегодня находится в более сложной позиции и реагировать на его уже действия. Вот работает комитет по санкциям — надо дождаться первых итогов его работы: что они нам предъявят», — говорит эксперт.
В то же время, по мысли Абзалова, есть несколько шагов, которые Российской Федерации стоит предпринимать для поддержки прежде всего населения Украины.
«Во-первых, это незакрытие границ и возможность свободного перемещения для украинских граждан. Заработки в России — важная часть ВВП Украины, а переводы из России — весомая поддержка для родственников и российских граждан, и тех украинцев, которые работают в России», — уверен эксперт.
Второй мерой прямой поддержки является гуманитарная помощь «Понятно, что Киев будет этот процесс торпедировать, но это довольно важный аспект — в том числе экономической гуманитарной помощи», — полагает Абзалов.
Третий важный момент: сохранение присутствия российских компаний. «Мы могли бы, безусловно, все оттуда вывести, но это повлечет и потерю рабочих мест местным населением. Тот же Лисичанский НПЗ работать без „Роснефти“ не будет», — напоминает Абзалов.
Необходимо стараться не дать уничтожить, насколько возможно, и общие проекты. «Следует сохранять и совместные проекты с украинскими компаниями. Основным потребителем Луганского завода является РЖД, активно работает с Россией тот же „Антонов“. Понятно, что политическая обстановка мешает этому сотрудничеству. Но Москва должна всячески демонстрировать готовность к продолжению сотрудничества, а не закрываться, давая повод для обвинений в свой адрес», — говорит Абзалов.
«Нельзя нарушать транзит товаров и энергоносителей — Киев этого буквально ждет. Как нельзя и вводить экономическую блокаду по всему фронту. Другое дело, отдельные отрасли, вроде ограничений на молочную продукцию. Не стоит ограничивать бизнес-проекты украинцев на территории России. Надо заниматься активным интегрированием соотечественников», — перечисляет эксперт.
Киев сегодня в сложном положении, уверен аналитик. «Не надо разыгрывать карту экономической агрессии, создавать образ агрессора, который перекрывает газ с политическими целями и так далее. Не должно происходить закручивания гаек: время работает на Москву. На Украине скоро выборы, начался раздрай в рядах украинского крупного бизнеса, чем дольше Киев будет усложнять свое положение, тем выгоднее Москве», — полагает он.
Москве можно было бы предложить два варианта поведения, считает Иван Преображенский. «Первый — составить условный „план Маршалла“ для Юго-Востока Украины. Правда, можно с уверенностью сказать, что украинские власти этот план не примут. Второй вариант — сохранить прежний формат торговых и экономических отношений. И вместе с Украиной с интересом наблюдать за предстоящими трансформациями», — говорит он.
Как и Абзалов, Преображенский предостерегает от отказа от сотрудничества. «Самый же контрпродуктивный вариант, третий, который рекомендовать нельзя. Речь о полном сворачивании любого сотрудничества. Это будет означать выстраивание на долгие годы своими собственными руками „санитарного кордона“ на границах с Россией». — резюмирует политолог.
С ними не согласен директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Р. Ф. Павел Салин. Как напоминает Салин, «двусторонние отношения между Россией и Украиной и так „на уровне плинтуса“. Не думаю, что России что-то всерьез надо предпринимать в отношении Украины».
«Что касается заявлений о прекращении транзита газа, то если Украина пойдет на такой шаг, то она рискует нарваться не только на российскую реакцию, но и вызовет очевидное раздражение в Евросоюзе. В этих обстоятельствах России можно будет ограничиться просто какими-то комментариями», — говорит эксперт.
По его оценке, «Украина сама прервала почти все отношения с Россией, давно уже отказалась от сотрудничества в оборонной сфере и так далее. Так что России здесь и предпринимать какие-то шаги, полагаю, не стоит».
«Принятая в отношении Украины еще с начала украинского кризиса стратегическая линия, озвученная российскими официальными, в том числе Владимиром Путиным и главой МИДа Лавровым остается актуальной и сейчас. Надежды на более ответственное поведение президента Порошенко оказались беспочвенными — он унаследовал в полной мере прежнюю конфронтационную политику, которую проводили участники февральского государственного переворота», — считает политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.
«Россия в этой ситуации будет проводить все ту же линию, которую и проводила. Это, во-первых, позиция, что украинский кризис инициирован внутри Украины, а для его разрешения необходим отказ украинских властей от ставки на унитарное государство. Вторая позиция — поддержка двух непризнанных республик. И третье — гуманитарная помощь беженцам», — полагает Зудин.
По мысли Зудина, в угрозах Киева относительно газового транзита для России нет ничего нового, что изменило бы позицию Москвы. «Киев и раньше использовал транзитное положение Украины в качестве инструмента для шантажа России и Европы. Нынешние заявления могут быть предварительной подготовкой к осени, когда нам следует ожидать и готовиться к активной антироссийской кампании в украинских и западных, прежде всего американских СМИ под общим лозунгом „Спасите Украину от агрессивной экономической политики России“. Киевским властям эта кампания может помочь зафиксировать антироссийский общественный консенсус, созданный средствами украинской и западной пропаганды. Таким образом, власти надеются переложить ответственность за те болезненные решения, которые он уже приняли в социально-экономической сфере», — резюмирует эксперт.
Михаил Захаров