Москва должна всячески демонстрировать готовность к продолжению сотрудничества, а не закрываться.
В энергетической сфере проблемы Киева могут начаться даже раньше осени. Несмотря на «реверс», у Украины уже наличествует недостаток эенергоресурсов, а стало быть велик шанс того, что им придется идти на отбор.
Есть проблемы и в социальной сфере: накануне отставки Яценюк обещал увеличить финансирование военных при сокращении иных социальных выплат. Соответственно к осени повышает риск второго Майдана.
В зависимости от того, как будет меняться ситуация — следует действовать и России. Нам следует играть «вторым темпом», поскольку Киев сегодня находится в более сложной позиции и реагировать на его уже действия. Вот работает комитет по санкциям — надо дождаться первых итогов его работы: что они нам предъявят.
В то же время есть несколько шагов, которые Российской Федерации стоит предпринимать для поддержки прежде всего населения Украины.
Во-первых, это незакрытие границ и возможность свободного перемещения для украинских граждан. Заработки в России — важная часть ВВП Украины, а переводы из России — весомая поддержка для родственников и российских граждан, и тех украинцев, которые работают в России.
Второе — гуманитарная помощь. Понятно, что Киев будет этот процесс торпедировать, но это довольно важный аспект — в том числе экономической гуманитарной помощи.
Третье: сохранение присутствия российских компаний. Мы могли бы безусловно все оттуда вывести, но это повлечет и потерю рабочих мест местным населением. Тот же Лисичанский НПЗ работать без «Роснефти» не будет.
Следует сохранять и совместные проекты с украинскими компаниями. Основным потребителем Луганского завода является РЖД, активно работает с Россией тот же «Антонов». Понятно, что политическая обстановка мешает этому сотрудничеству. Но Москва должна всячески демонстрировать готовность к продолжению сотрудничества, а не закрываться, давая повод для обвинений в свой адрес.
Нельзя нарушать транзит товаров и энергоносителей — Киев этого буквально ждет. Как нельзя и вводить экономическую блокаду по всему фронту. Другое дело, отдельные отрасли, вроде ограничений на молочную продукцию. Не стоит ограничивать бизнес-проекты украинцев на территории России. Надо заниматься активным интегрированием соотечественников.
В общем — не надо разыгрывать карту экономической агрессии, создавать образ агрессора, который перекрывает газ с политическими целями и так далее. Не должно происходить закручивания гаек: время работает на Москву. На Украине скоро выборы, начался раздрай в рядах украинского крупного бизнеса, чем дольше Киев будет усложнять свое положение, тем выгоднее Москве.