ЕАЭС - интеграционный проект России, Белоруссии и Казахстана вызвал оживленные дискуссии в обществе и экспертной среде. Опрошенные Центром политического анализа эксперты также оценили смысл и перспективы дальнейшей экономической и политической интеграции на постсоветском пространстве.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз, который в рамках евразийской интеграции с 1 января 2015 года создается на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.
Этот процесс интеграции идет далеко не первый год. Еще в 1999 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Впрочем, конкретики в том документе было немного.
Нынешние соглашения куда яснее — обозначаются сроки, стратегии и конкретные шаги по интеграции трех государств, просчитаны выгоды, которые получат страны от Евразийского экономического союза. Киргизия и Армения стоят в очереди на вступление в новый союз и рассчитывают вскоре присоединиться к России, Белоруссии и Казахстану.
Предполагается, что будет создано около десятка наднациональных структур. В частности: Комиссия по экономике, Комиссия по сырьевым ресурсам, Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАЭС, Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям, Международный инвестиционный банк ЕАЭС, Международный арбитраж ЕАЭС,Комиссия по вводу расчетной денежной единицы, Комиссия по экологии.
С 1 января будущего года союз станет реально действующим интеграционным проектом, крупнейшим на постсоветском пространстве.
Эксперты Центра политического анализа оценили проблемы и перспективы нового объединения с экономической и политической точек зрения.
«То, что подписано — процесс, рассчитанный на 10 лет, до 2025 года», - напоминает директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев.
«В финале будет единая валюта и создание единого центробанка. Единая валюта — это, кстати, идея Нурсултана Назарбаева, у Лукашенко была концепция, что единая валюта должна быть финальной стадией интеграции, и эта точка зрения, похоже, победила. Надо отметить, что общий финансовый регулятор не будет точной копией ЕЦБ. Это будет регулятор, который, скорее всего, будет подчиняться премьерам трех стран (за экономику все-таки премьеры отвечают). Сохранятся и национальные центробанки, но их полномочия будут существенно урезаны», - прогнозирует эксперт.
Впрочем, преобразования коснутся не только финансов и макроэкономики, но и сфер, которые волнуют простых граждан. По словам Разуваева, значительно упрощаются условия на рынке труда. «Граждане трех стран смогут ездить работать в любую из трех стран, будет создано единое пространство, не будет нужды в дополнительном лицензировании. Исключение составляют медицинские дипломы, там отдельная история», - говорит он.
Выиграют от ЕАЭС и экономики всех стран-участниц союза. «Это объединение в целом выигрышно больше всего для Белоруссии. По грубым оценкам это даст ее экономике до трех миллиардов долларов в год, для них это очень большие деньги. Казахстану и России это дает, в том числе, и человеческий капитал», - считает Разуваев.
Есть в объединении и политические аспекты.
«Тот курс, тот процесс, который на Западе называют «поворотом России на Восток», был давно заявлен. В этом смысле подписание документов — очередной рабочий момент давно идущего процесса, очередной шаг на пути, который был обозначен довольно давно. Впрочем, есть и интрига, связанная с потенциальным вхождением в экономический союз Киргизии. Казахстан сопротивляется этому, но у этого решения есть очевидные геополитические преимущества. Потому, войдет ли в союз трех стран четвертая — интересный интригующий момент», - считает директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.