В финале будет единая валюта и создание единого центробанка.
То, что подписано — процесс, рассчитанный на 10 лет, до 2025 года. В финале будет единая валюта и создание единого центробанка. Единая валюта — это, кстати, идея Нурсултана Назарбаева, у Лукашенко была концепция, что единая валюта должна быть финальной стадией интеграции и эта точка зрения, похоже, победила. Надо отметить, что общий финансовый регулятор не будет точной копией ЕЦБ. Это будет регулятор, который, скорее всего, будет подчиняться премьерам трех стран (за экономику все-таки премьеры отвечают). Сохранятся и национальные центробанки, но их полномочия будут существенно урезаны.
Что касается выгоды для простых людей, то значительно упрощаются условия на рынке труда. Граждане трех стран смогут ездить работать в любую из трех стран, будет создано единое пространство, не будет нужды в дополнительном лицензировании. Исключение составляют медицинские дипломы, там отдельная история.
Это объединение в целом выигрышно больше всего для Белоруссии. По грубым оценкам, это даст ее экономике до трех миллиардов долларов в год, для них это очень большие деньги. Казахстану и России это дает, в том числе, и человеческий капитал. В Казахстане и России имеется хронический дефицит технических специалистов, те, кто получал образование в Советском Союзе, либо уже на пенсии, либо близко, а система подготовки при этом была практически разрушена. В Белоруссии же она сохранилась. Потом белорусы еще честные, добрые, работящие люди, грубо говоря — они не воруют. И будут весьма полезны для России и Казахстана, в частности в малом и среднем бизнесе.
Из возможных последствий стоит отметить также, что Лукашенко вполне может пойти на частичную приватизацию в пользу России и Казахстана. Приватизация, скажем, белорусских НПЗ, сняла бы все вопросы о пошлинах и прочие проблемы.