23 февраля в Сочи завершились XXII зимние Олимпийские игры, безусловно, ставшие не только главным спортивным событием, но и одним из важнейших международно-политических саммитов. За две недели соревнований в кулуарах Игр смогли встретиться десятки мировых лидеров и статусных гостей. По понятным причинам, самым насыщенным был график российского президента Владимира Путин. Эксперты-международники, опрошенные Центром политического анализа, обратили внимание на результаты встреч Владимира Путина с тремя лидерами других государств – с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, его турецким коллегой Реджепом Эрдоганом и с председателем КНР Си Цзиньпином.
В период проведения зимних Олимпийских Игр в Сочи президент России Владимир Путин встретился с президентами Греции Каролосом Папульясом, Латвии Андресом Берзиньшем, Исландии Олафуром Гримссоном, Армении Сержем Саргсяном , Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, Украины Виктором Януковичем, Белоруссии Александром Лукашенко, Таджикистана Эмомали Рахмоном, премьер-министрами Турции Реджепом Эрдоганом, Японии Синдзо Абэ, Нидерландов Марком Рютте, Лихтенштейна Адриан Хаслер, председателем КНР Си Цзиньпином, а также с такими монархами, как кронпринц Дании Фредерик, князь Монако Альберт II и с королевской семьей Нидерландов во главе с королем Виллемом-Александром. Прошло несколько встреч и с главами различных международных организаций, прежде всего, генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. И это только официальный, а значит далеко не полный список встреч, состоявшихся у российского лидера в Сочи.
Опрошенные Центром политического анализа эксперты обратили внимание на результаты встреч Владимира Путина с тремя лидерами других государств – с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, его турецким коллегой Реджепом Эрдоганом и с председателем КНР Си Цзиньпином.
«Эрдогану нужна была поддержка Путина, потому что у него сейчас ситуация не очень хорошая. Встреча с Си Цзиньпином была в русле постоянного стратегического диалога с Китаем. Насколько я знаю, очень успешной была встреча с премьер-министром Японии Синдзо Абэ», - говорит директор Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Александр Дынкин.
При этом, что касается отказавшихся от визита западных лидеров, то, полагает международник, их отказы носят рабочий характер и ничего серьезного не означают.
«Но плохо то, что эти лидеры зачастую становятся жертвами пропаганды собственных СМИ. Когда важные политические вопросы целиком зависят от такой не очень умной пропаганды – это грустно. Могли бы приехать хотя бы для того, чтобы лично убедиться или разочароваться в тех или иных представлениях о России. А так они становятся жертвами своих же медиа»
Директор центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов также выделяет переговоры именно с японским главой правительства, которые прошли в закрытом режиме.
«Вот [встреча] с Абэ – это было серьезное дело. Он - единственный глава крупнейшего западного государства, который приехал на эти Игры. Президент Путин, полагаю, это особенно оценил. Их переговоры были конфиденциальны, но, полагаю, что решался вопрос удаления на периферию наших отношений темы островов, потому что сейчас интересы безопасности двух стран требуют гораздо более широкого взаимодействия. И по военным операциям, и по военно-техническому сотрудничеству, потому что в ином случае ситуация в регионе остается слишком несбалансированной. Россия чрезмерно зациклена на Китай, а Япония на США. Чтобы этот треугольник был более стабильным нужно две его вершины – Россию и Японию – обеспечить гораздо более плотным взаимодействием», - объясняет Арбатов.
Замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Василий Михеев также выделяет встречи Владимира Путин с премьером Японии и с председателем КНР. Причем, по его мнению, для японца встреча с Путиным в Сочи может носить и внутриполитическое значение.
«С японским премьером – это сотрудничество в условиях нерешенной территориальной проблемы. Абэ нужно было показать, прежде всего, своим избирателям, что он эту проблему хочет решать. Ему в России сказали – да, давайте будем обсуждать», - поясняет эксперт.
«Главное, что лидеры этих стран показали лояльность России. Хотя, конечно, каждый по своим соображениям. Как говорят дипломаты, такими визитами они улучшили атмосферу двухсторонних отношений – это и стоит считать главным результатом»
Руководитель Института внешнеполитических исследований Вероника Крашенинникова считает, что многие встречи в Сочи могли носить стратегический характер, но особенно она отмечает высокую представительность лидеров из стран СНГ.
«Тот факт, что присутствовали все руководители стран СНГ – это тоже важно. СНГ является приоритетом внешней политики России. Олимпиада дает возможность в очередной раз собраться», - пояснила Крашенникова.