14 июля, вторник

Сколько стоит депутат Госдумы?

2 октября 2016 / 01:00

Глава 4. Стоимость проведения кампании по списку

Выше мы рассмотрели выборы по конкретным одномандатным округам, и продемонстрировали, что стоимость кампании для кандидатов даже при определении «средней температуры по больнице» может существенно колебаться в зависимости от целого ряда факторов даже на вполне «средних» по российским меркам территориях.

Но это та арифметика, которая касается одномандатных округов. Мы сознательно вначале обходили вопрос того, сколько может стоить кампания для кандидата по территориальным группам — то есть, по спискам партий. А ведь это не менее важный вопрос.

Без сбора подписей в выборах могут участвовать на данный момент 14 партий и все они, если не произойдет форс-мажора, попытают счастья на выборах. Но очевидны и фавориты — это четыре парламентские партии и в первую очередь «Единая Россия».

В Госдуму прошлого и позапрошлого созывов кандидаты попадали через «список». Ходили слухи, что мандаты продавались. Известны и расценки за такие услуги. В частности, по делу №712026 проходила группа во главе с депутатом от КПРФ Константином Ширшовым, Вадимом Гуржием, Леонидом Карагодом (экс-руководитель протокольного отдела партии «Справедливая Россия») и Владимиром Мясиным (экс-помощник депутата Госдумы 5-го созыва от «Справедливой России»). Они предлагали продать мандат депутата за 6,6 млн евро (260 млн рублей по курсу на 2011 год). Эти расценки, конечно, выглядят абсолютно дико, но все же показывают, что ценность депутатского мандата высока. И многие готовы за нее бороться, в том числе и будучи включенными в список, а не только лишь в одномандатных округах.

Таким образом, в территориальных группах ожидается также динамичная кампания. На два-три одномандатных округа, вероятно, будет приходиться (для «Единой России») одна территориальная группа. В такой группе реальные шансы на попадание в парламент имеет лишь первый номер. Будет ли это «паровоз», сказать трудно, поскольку от тех же единороссов поступили сигналы, что от тактики «паровозов», когда региональные списки возглавляли губернаторы или министры, реально на попадание в парламент не рассчитывающие, «Единая Россия» на данных выборах откажется. У других партий тактика «паровозов» не развита, посему можно считать, что именно первые номера списков тергрупп могут рассчитывать на прохождение в парламент.

Впрочем, вполне вероятны варианты по целому ряду тергрупп, когда первый номер все-таки уступит свой мандат по договоренности номеру два в списке. Факторов для такого решения может быть несколько, самым очевидным вариантом тут является поддержка списка «Единой России» крупным федеральным политиком (так, в ходе кампании 2011 года целый ряд территориальных групп возглавляли вице-премьеры, не все из которых пошли в Госдуму, кто-то откажется от мандата по личным, не связанным с политической мотивацией причинам (возраст, нежелание работать в парламенте, семейные обстоятельства и так далее). В таком случае, именно на второй номер списка придутся все призы. Есть и такой вариант, что первый номер, выигравший счастливый билет, уступит свое место в Госдуме второму отнюдь не сразу — к примеру, уйдет на повышение или, не дай Бог, скончается.

Собственно, поднятый вопрос, и является основным при проведении кампании по территориальным группам — кто и в каком объеме будет работать на результат выдвинувшей его партии? Вопрос и в том, как и за счет чего удастся (если удастся) мотивировать всерьез вкладываться ресурсами и, прежде всего, собственным временем остальные номера в списке кроме первого. Понятно, что шансы на попадание в парламент уже третьего номера в списке равны нулю — что может убедить человека работать на результат партии в таком случае?

При этом, основной риск в рамках кампании будет заключаться в том, что люди, включенные на первые места в тергруппах, будут заранее полагать, что все «уже решено», и что они уже гарантированно попали в парламент. В таком случае велика вероятность, что-де-факто кампанию не будет вести вообще никто из кандидатов в тергруппах, и, по сути кампания будет провалена.

Этот фактор важен как для единороссов, так и для иных, прежде всего, парламентских партий (КПРФ, СР и ЛДПР, конечно, будут укрупнять территориальные группы — тут один человек будет избираться от нескольких регионов с невысокой численностью населения так, чтобы в итоге можно было рассчитывать на мандат). Тем не менее, именно на первом номере в территориальных группах в результате будет лежать значительная часть ответственности за результат партии по тем округам, которые входят в его «зону ответственности». Это вполне определенным образом форматирует всю кампанию и, соответственно, формирует конечный список расходов, что должен будет понести кандидат по партсписку.

Помимо вполне очевидной медийки, кандидатам при таком формате кампании придется сосредоточиться (основная масса, надо полагать, так и сделает) на работе с избирателем «лицом к лицу». Какая тут социология? Какие тут газеты? Основная задача — работа в округе, основная содержательная часть кампании — встречи с избирателями. Грубо говоря, эта кампания должна стать кампанией рукопожатий — чем их больше, тем больше шансов на хороший результат.

Встречи с избирателями и внятная наружная реклама — и это будет секретом успеха. Разумеется, для этого нужны сильные орговики и полевики. Понятно, что такая кампания будет затратной с точки зрения ресурсов самого кандидата — ему придется постоянно, каждый час общаться с электоратом, проводить бесконечные мероприятия. В рамках такой кампании не будет времени на отдых, даже спать в идеале много не придется. Но зато это будет стоить дешевле, чем 10 долларов за голос.

Второй важной задачей для штабов партий по территориальным группам станет синхронизация кампаний с кампаниями одномандатников. В прошлом этого добиться не удавалось: на региональном уровне ряд кандидатов считали, что ассоциироваться с конкретной партией, в том числе и с «Единой Россией» рискованно. Преодоление такого «внутрипартийного сепаратизма» — серьезный вызов для штабов кандидатов по партспискам. Если удастся полноценно синхронизировать работу штабов одномандатников и кандидатов по спискам, то это дополнительно поможет снизить затраты на кампанию. В таком случае штабам списочников должно хватить и тех денег, которые им выделит партия на проведение избирательной кампании.

Вообще, в реальности большую часть расходов возьмут на себя региональные отделения партий. Так, скорее всего, кандидату по тергруппе не придется тратить ни копейки на наружку и АПМ, поскольку почти вся наружка утверждается центральными партийными штабами в столице. Также нет необходимости тратить средства на сеть — она уже есть в виде активистов единороссов. Присутствие в СМИ можно обеспечить в соответствии с законом, и не докупать отдельно ни площадей, ни эфирных минут. На что точно придется потратиться — так это единороссам на праймериз, поскольку практически все кандидаты в список от этой партии должны будут пройти через предварительное голосование. Также потратиться придется на орговиков мероприятий и на сами мероприятия.

Таким образом, можно вполне констатировать, что активный кандидат списочник может вполне уложиться в сумму в 5–10 миллионов рублей и показать при этом эффективную кампанию. Но это только в случае, если он сам хочет работать, а не собирается сидеть сложа руки и считать, что поймал счастье за хвост.

Приложения. Курский 109-й округ  →