14 июля, вторник

Сколько стоит депутат Госдумы?

2 октября 2016 / 01:00

Глава 3. Московская специфика

Есть, правда, и специфические округа, где будут совершенно отличные от «стандартных» условия. Такими, в частности, являются округа электорального доминирования одного политика, округа с особой культурой голосования, этнические округа…

Рассмотрим ситуацию на примере Московского округа №208, тем более, что в последнее время он на слуху из-за заявлений представителей оппозиции о намерении баллотироваться по ЦАО столицы. Об этом, в частности, заявила известная оппозиционная активистка Маша Баронова. Чтобы облегчить неопытному и неискушенному общественнику процесс подготовки к выборам, попытаемся оценить стоимость кампании для слабо известного и не имеющего серьезных групп поддержки кандидата по столичному округу.

По предварительным планам, которые озвучила сама активистка, Баронова не собирается пользоваться поддержкой каких-либо существующих политических партий, стало быть она пойдет на выборы самовыдвиженцем. В таком случае, для участия в выборах ей придется собрать три процента подписей избирателей округа. Сделать это будет непросто, тем более, что Мария Баронова заявила о желании баллотироваться по Центральному округу города Москвы (округ номер 208), в котором зарегистрированы 473 354 избирателя. Для регистрации необходимо сдать в ЦИК подписи минимум трех процентов избирателей — то есть, чуть менее 15 тысяч подписей. Поскольку в подписных листах обычно обнаруживается изрядная доля брака, потребуется сбор с запасом — примерно 20 тысяч подписей. В российских регионах «чистая» подпись «стоит» порядка 100 рублей, но в данном случае (с учетом фактора Москвы, где все элементарно дороже, а также личности кандидата), подпись обойдется минимум в 250 рублей. Вместе с контролем качества, проверками по базам и прочими организационными расходами, получается, что больше 5 миллионов рублей Бароновой придется вложить еще до этапа кампании.

Если ЦИК зарегистрирует ее в качестве кандидата, то придется отстраивать поле. Оппозиционные активисты любят приводить в пример якобы «дешевую» кампанию Алексея Навального, который заявлял в тратах на кампанию в 2013 году, когда он баллотировался на пост мэра Москвы, 100 миллионов рублей по всей столице. Но тут следует оговориться: в кампании Навального была значительной доля активистов-волонтеров, которые работали бесплатно. Марии Бароновой вряд ли удастся повторить данный успех, тем более, что симпатизантов персонально у нее существенно меньше, а вот конкурентов по «демократическому цеху» (та же партия РПР-Парнас) — хоть отбавляй.

Если в среднероссийском регионе бригадира можно нанять за 7,5 тысяч, а рядового активиста за 5, то в Москве таких зарплат, конечно, быть не может. Меньше, чем тысяч за 30 в месяц работать не будут даже студенты (стандартная оплата 2–3 тысячи за день на человека). Стало быть, по уму сеть обойдется миллионов в 60, минимум.

Вряд ли Баронова будет массово использовать СМИ — в Москве вполне эффективно продвижение через интернет. Однако у того же Навального, если верить отчету о выборах, который выпустил его штаб, на платное размещение в медиа (на радио, в газете «Мой район» и так далее) ушло более четверти его бюджета, причем ставка делалась не на размещение материалов в СМИ. Если Баронова пойдет по тому же пути, то на размещение агитматериалов в СМИ уйдет еще порядка 10 миллионов.

Наружку в Москве, да еще по ЦАО, конечно, размещать ей вряд ли позволят, равно как и другим кандидатам — тут Баронова сэкономит. А вот на АПМ придется разориться. Опять-таки полиграфия в Москве дороже, везти из регионов — дополнительные расходы, да и вообще, практика либеральных оппозиционеров показывает, что, поскольку там «каждый за себя», то на крупный опт и скидки надеяться не стоит. Напротив, вполне вероятно увеличение тарифов для неудобных клиентов. Надо думать, что вслед за Навальным Баронова также применит технологии с «кубами» (стационарными точками раздачи АПМ), которые тоже надо заказать. Да и стилистика агитационной продукции Навального и его сторонников из РПР-Парнас неплохо изучена в ходе выборов в Костромской области. В целом расходы Бароновой на АПМ следует оценить в 15 или даже 20 миллионов рублей (с учетом специфических предвыборных расценок, которые могут ввести отдельные типографии).

Сэкономить сможет Мария Баронова на разъездах — округ является одним из самых компактных в стране, с хорошей сетью общественного транспорта. Зато аренда площадей в Москве обойдется в разы дороже, также как выше будет стоимость и у разнообразных трат на функционирование штаба (охрана, канцелярские принадлежности и так далее). В целом их следует оценить в несколько миллионов (порядка 10 на кампанию).

Социология (если, конечно, кандидат не предпочтет дешевую «партизанскую социологию», как Навальный) обойдется еще в 2 миллиона. Мероприятия (митинги, пикеты, спецпроекты) встанут в копеечку — миллионов 10 и даже больше. Ну и, наконец, работа наблюдателей, юристов и штаба в собственно день голосования — еще 10 миллионов. Таким образом, у нас получается минимальный ценник кампании активистки в размере 120 миллионов рублей. При невысоких шансах на победу, решительно непонятно, зачем тратить такие деньги. Впрочем, Михаилу Ходорковскому виднее.

Завершая рассмотрение трат кандидата-новичка на примере московского округа №208, следует также отметить, что этот округ относиться к территории с особым типом голосования, где имеется устойчивая история голосования. Практически с самого начала российского парламентаризма от центра Москвы избирается Николай Гончар. Годы проходят, а он спокойно работает в своем округе, по сути превратившись в «вечного» парламентария. Он работает с электоратом, избиратели его знают и ценят. Он не коррумпирован, не участвует в громких скандалах, просто занимается своими прямыми обязанностями в округе. И даже тогда, когда одномандатников отменили, он все эти годы (2008–2015) продолжал работать в ЦАО со своими сторонниками — бабушками и дедушками, бюджетниками и молодежью.

Кстати, а сколько будет стоить его кампания? Наверно, какие-то средства и ресурсы Гончару все же предстоит потратить, но, строго говоря, главным его ресурсом является многолетняя работа в округе и известность среди избирателей. Способен ли пришлый человек избраться в «округе Гончара»? Представить такую ситуацию теоретически возможно, но она, скорее, из разряда фантастики. Хотя бы потому, что мало кому захочется вкладывать большие деньги с довольно значительной вероятностью проигрыша. Гораздо эффективнее вложиться в кампанию в округе, где конкурент не будет таким политическим тяжеловесом.

Потому выбор округа той же Марией Бароновой стоит признать, по меньшей мере, странным — шансов на избрание по 208 округу у нее нет.

Следующая глава →