В связи с санкциями экономическая деятельность в России будет иметь мобилизационный и чрезвычайный характер.
Перенос заседания президиума
Состояние системы социальной защиты как в России, так и, впрочем, в любой стране, напрямую зависит от состояния национальной экономики. Даже ведущие страны Запада испытывают хронические проблемы в данной сфере. Не случайно, ахиллесовой пятой внутренней политики Обамы является социальная реформа, известная как Obamacare, подвергаемая жесточайшей критике внутри США. Британский премьер Дэвид Кэмерон также постоянно отбивается от обвинений в провале реформы National Health System (национальной системы здравоохранения) и не перестает извиняться за случаи смерти престарелых пациентов, оставленных без медицинского ухода и внимания в государственных больницах Соединённого королевства.
Правительство России в последние годы восстанавливает систему социальной защиты населения, в том числе, пожилых граждан. Отчётливо видно, что объёмы финансовой поддержки стабильно возрастают.
Так, государственные социальные расходы России составили в 2004 году 16,4% совокупных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов, а в 2011 году — уже 21%.
Но майские указы 2012 года
Нет сомнений, что Путин и правительство России настроены на то, чтобы полностью выполнить предвыборные обещания и не допустить общественного недовольства их невыполнением.
Однако западные санкции способны осложнить осуществление данной задачи, поскольку их целью является создание экономического хаоса и дезорганизации всех экономических процессов, включая процессы формирования бюджетов и бюджетного финансирования. В этом случае России придётся столкнуться с проблемой как возникновения, так и неуправляемого роста незапланированных дефицитов бюджетов всех уровней. Это может затем заставить власти прибегнуть к секвестру бюджетных расходов.
Наиболее незащищёнными в этой ситуации окажутся дети и люди пожилого возраста. Чтобы снизить негативный эффект от ухудшения экономической ситуации, надо будет оперативно и умело маневрировать имеющимися у государства возможностями и ресурсами. Причём, речь идёт не только о финансах.
Сейчас традиционно применительно к людям пожилого возраста существуют следующие основные источники выплат:
- средства Пенсионного фонда России (ПФР);
- средства федерального и местных бюджетов;
- отраслевые (корпоративные) средства.
Если в этой системе начнутся сбои, то логично ожидать ответного роста широкого общественного недовольства и возмущения, подобно тому, что случилось при монетизации льгот в 2005 году. Однако предварительный анализ механизмов функционирования системы социальной защиты людей пожилого возраста позволяет сделать вывод о том, что в целом правительство не допустит здесь даже временных перебоев.
ПФР уже несколько лет работает со всё более нарастающим дефицитом, что его руководители объясняют возрастающей продолжительностью жизни пенсионеров и сокращением числа работающих людей, которые платят пенсионные отчисления. Поэтому около половины всего бюджета пенсионного фонда формируется за счет трансфертов из федерального бюджета. Это происходит уже многие годы, и проблем тут не возникало.
Очевидно, что поддержка покупательной способности населения и, в частности, пенсионеров, была и всегда будет в числе приоритетов правительства.
Потому выплата пенсий будет происходить бесперебойно и, что немаловажно, пенсии будут индексироваться.
Это мы наблюдали многие годы, и нет причин, чтобы правительство вдруг стало ломать столь доведённую до совершенства пенсионную систему.
Наибольших резервов роста социальной защиты следует ожидать от активизации многих региональных программ поддержки качества жизни пожилых людей.
И вот тут открываются самые широкие резервы улучшения социальной защиты пожилых людей. В частности, многие пожилые люди не обязательно являются нетрудоспособными. Они обладают профессиональным и житейским опытом, умением работать с людьми, чему невозможно научиться и что приобретается только с годами.
Если не вдаваться в детали, то можно предположить, что в связи с санкциями экономическая деятельность в России будет иметь более мобилизационный и чрезвычайный характер. В связи с тем, что настоятельно встаёт необходимость развития национального промышленного производства и импортозамещения, научным и промышленным предприятиям потребуются десятки и сотни тысяч молодых людей. Откуда же их взять?
Уже несколько лет многие с недоумением видят, что слишком много молодых людей осели в бюджетных организациях, органах госуправления, мэриях, префектурах, регистрационных палатах. Проблема состоит в том, что там молодые люди заняты офисной работой, не носящей интеллектуальный характер: приём, регистрация, обработка документов, ведение баз данных, выдача справок.
Эта «непыльная» работа носит совершенно непроизводительный характер и потому не имеет положительного эффекта для экономики. Молодые бюрократы напрасно тратят там свои годы — эта работа и профессиональный опыт не имеют большой ценности. В случае своего увольнения как специалисты они не представляют никакого интереса.
Новой модели экономики России не понадобится столько молодых бюрократов.
А вот трудоустройство пожилых граждан в госучреждения на их место поможет сбалансировать рынок труда и снизить число пожилых людей, не участвующих в общественном воспроизводстве. Это также сократит нагрузку на лечебные учреждения и соответствующие бюджетные расходы за счёт того, что у людей станет меньше свободного времени, которое многие по этой причине пока ещё посвящают хождению по врачам.
Это поможет не только предотвратить рост общественного недовольства, чего добивается Запад своими санкциями, а, наоборот, усилить сплочённость общества и поддержку им руководства России.
Рациональное использование имеющихся финансовых, трудовых, интеллектуальных ресурсов, рост объёмов промышленного производства способны оптимизировать социальные расходы в стране и исключить необходимость роста налогов на бизнес и население в целях пополнения бюджета.