Австрийское правительство подготовило законопроект, который с 2020 года запрещает для граждан страны анонимные действия в сети Интернет.
Новая норма распространяется на все масштабные интернет-платформы (не менее 100 тысяч зарегистрированных пользователей), крупные СМИ, социальные сети и ещё ряд ресурсов. Регистрация будет производиться по номеру мобильного телефона, который, как и в России, привязан к паспортным данным, а операторов платформ обяжут сохранять все данные пользователей и предоставлять их по запросу правоохранительных органов.
Безусловно, данная новация является далеко не первой. В Казахстане каждый пользователь должен проходить СМС-идентификацию или использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП), чтобы комментировать публикации. В Белоруссии интернет-ресурсы обязаны сохранять информацию о личности каждого комментатора в течение минимум 6 месяцев. И, конечно же, в Китае Государственное бюро интернет-информации обязало пользователей при регистрации доступа в интернет или регистрации в социальной сети предоставлять подлинное удостоверение личности.
Однако, все эти государства считаются, мягко говоря, не самими свободными, а вот в «демократическом» мире австрийский законопроект, несомненно, первый. Более того, не так давно Суд ФРГ запретил Facebook использовать ряд преднастроек из-за недопустимого условия, когда человек может пользоваться услугами компании только под своим настоящим именем. Суд подтвердил права пользователей отставлять анонимные комментарии в Интернете, в т.ч. касательно оценок профессиональной деятельности кого-либо. Раскрытие информации, согласно немецкой практике, допускается только в случае уголовного преследования.
С другой стороны, право на анонимность не закреплено ни одним нормативным документом европейского или мирового права. Свобода распространения информации не означает обязательную возможность сокрытия источника. Да, Совет по правам человека ООН заявлял, что анонимность в Интернете и средства шифрования позволяют человеку реализовать свое право на свободу слова и самовыражения в цифровую эпоху — и поэтому должны быть защищены, но это, так сказать, пожелание, а не законодательный императив.
Более того, австрийские власти декларируют нацеленность нового законопроекта на борьбу с фейковыми новостями, насильственным контентом и прочими нарушениями. И хотя данная норма разрабатывалась ещё с ноября 2018 года, катализатором, очевидно, послужила бойня в новозеландской мечети, после которой местное правительство спешно ввело драконовские ограничения для деятельности социальных сетей в государстве. Тем не менее, правозащитники опасаются, что деанонимизация комментаторов приведет к усилению государственного контроля, репрессиям и всему такому.
Схожие обвинения звучали и в отношении указа Владимира Путина против анонимности в сети и об урегулировании похожих на СМИ сервисов от 2017г., созданного на основании «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Однако, на настоящий момент конкретных законотворческих решений в отношении т.н. «интернета по паспорту» в России так и не принято. Последние новации, такие как «закон против фейковых новостей» или «закон против оскорбления властных институтов» (т.н. законы Клишаса) касаются исключительно контента, а выявление личностей нарушителей остается задачей правоохранительных органов, а не операторов интернет-площадок, провайдеров или администрации социальных сетей.
Впрочем, и это, вероятно, дело времени. Устойчивый тренд на деанонимизацию, существование которого приходится признать, получил поддерживающий прецедент в «приличной» европейской стране, и уже в ближайшем будущем следует ожидать аналогичных норм во Франции, Британии и прочих странах с развитым интернет-правом. Насколько же следует России вписаться в данную тенденцию или мы вновь пойдем своим уникальным путем – тема для дискуссий.