Медленно, но верно к Украине приближается суровая зима, а у властей нет возможности нормально обогреть население страны.
Медленно, но верно к Украине приближается суровая зима, а у властей нет возможности нормально обогреть население страны (кстати, накануне холод в жилищах уже вывел на протестную акцию на улицы Киева несколько сотен обитателей одного из районов столицы). Тем не менее, медленно — употреблять слово «верно» вряд ли уместно — идут переговоры Россия-Украина-Евросоюз по поводу решения газовой проблемы.
Казалось бы, очередной раунд трехсторонней встречи в Брюсселе должен был бы поставить точку в этой затянувшейся эпопее еще 29 октября (они начались вечером, перетекли в ночь на 30-е — в общей сложности заняли полсуток). Ан нет… Как заявил министр энергетики РФ Александр Новак, «переговоры еще не закончились, мы очень долго обсуждали документы, которые должны быть подготовлены по результатам переговоров, и они еще находятся в проработке». «Мы договорились продолжить работу 30 октября», — подытожил он, отметив, что «основные параметры, которые лягут в основу этих документов, согласованы, и достигнуты договоренности по цене, как мы и ранее говорили, по механизму реструктуризации задолженности, по предоплате, по желанию наших партнеров получить в ноябре-декабре определенные объемы газа».
Все эти слова Новака должны были бы настроить — прежде всего население Украины — на оптимистический лад.
Однако один, причем самый главный, вопрос как бы повис в воздухе — вопрос денег.
Обратимся опять же к Новаку. «Сегодня (29 октября) было заявлено о том, что Украина изыщет эти средства, и переговоры были проведены с Еврокомиссией, с международными финансовыми организациями, — рассказал он. — Нам было заявлено о том, что на объем газа в 4 миллиарда кубометров Украина изыщет средства для обеспечения предоплаты поставки этого объема газа». Казалось бы, все хорошо. На самом деле — пока отнюдь. «Речь идет не о гарантиях, а только о заявлении украинской стороны, — пояснил министр. — Поскольку, как вы понимаете прекрасно, никаких письменных гарантий сегодня нам не было предоставлено, в этой связи риски по поводу того, будут деньги или нет, нивелируются самим режимом предоплаты». «Будут деньги — будет газ», — резюмировал глава Минэнерго. А как заявил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер (также участник переговоров), «все, что касается финансовых вопросов, все что касается гарантий, которые дает Еврокомиссия Украине, эти обязательства будут прописаны в двустороннем протоколе». По его словам, «переговоры состоятся (30 октября) только в том случае, если украинская сторона и ЕК достигнут согласия по этому двустороннему протоколу».
Не лишним будет напомнить, что Киев должен выплатить «Газпрому» суммарно 5,3 миллиарда долларов, из которых для возобновления поставок — теперь по предоплате — требуется погасить часть долга (1,45 миллиарда).
Примечательно, что украинская сторона пока не комментирует, как она будет действовать в финансовом вопросе. Впрочем, позиция Киева в целом известна — ее изложил недавно в Сочи на конференции международного дискуссионного клуба «Валдай» президент России Владимир Путин. Он отметил, что ему даже «пришлось надавить на „Газпром“ и попросить не настаивать на погашении всего долга сразу». Президент, по его словам, предложил корпорации принять от Украины то, что есть, а уже потом вести переговоры о выплате разницы. Однако украинская сторона даже в этих условиях продолжила торг, указал он. В частности, Киев заявил о невозможности одновременно и погасить долги, и перейти на предоплату. «Либо мы заплатим долги, и то не все, но тогда мы не сможем работать в режиме предоплаты. Или мы будем предоплачивать нужные нам объемы, но тогда не сможем заплатить долги, и просим растянуть выплату долгов до марта или апреля», — пересказал Путин предложение украинской стороны. По его словам, это на деле фактически означает, что за последний месяц поставок России попросту не заплатят.
Изменилась ли позиция Киева сегодня?
Каких-то четких сигналов на этот счет пока нет. Возможно, что уходящий 31 октября с поста комиссара ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер оценил накануне шансы на успешное завершение переговоров как «50 на 50», хотя, по его словам, «справедливая цена на газ согласована», а Украина, хотя и «является практически банкротом, тем не менее, получает миллиардную помощь и должна использовать теперь часть этих средств для покупки газа». Примечательно, что Эттингер перед трехсторонней встречей не сообщил, нашел ли ЕС источники финансирования для оплаты поставок газа на Украину, отметив вместо этого, что есть вопрос, «как поддержать Украину для оплаты за новый импорт российского газа — это три-четыре миллиарда кубометров в 2014 году, а также, возможно, — в начале 2015 года».
Опять же, великодушная Россия, не раз выручавшая Украину, подсказывает, как это можно сделать. «Мы считаем, что возможные источники — гарантии первоклассных европейских банков, бридж-кредиты, средства Европейского банка реконструкции и развития или Еврокомиссии», — заявил Новак. Однако первый транш Международного валютного фонда поступит на Украину только в 2015 году. А Еврокомиссия сможет в ближайшее время предоставить Украине только 1 миллиард долларов, заявлял ранее глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, в том числе в беседе по телефону с украинским президентом Петром Порошенко. Кстати, появились сообщения, что МВФ взял некоторую паузу, связанную с тем, что Фонд хочет посмотреть, какое же правительство придет к власти после досрочных выборов в Верховную Раду. В то же время, как заявлял Центробанк Украины, на счетах «Нафтогаза» остается 3 миллиарда долларов, правда, и этой суммы для платежей по необходимым счетам для обеспечения нормального прохождения зимы не хватит.
Президент России, комментируя ситуацию, подчеркнул по итогам саммита АСЕМ в Милане, где на встречах разного формата также затрагивалась газовая тематика, что Москва «пошла в определенной степени навстречу по объемам платежей за уже ранее поставленный газ, и рассчитывает, что здесь наши европейские партнеры, Еврокомиссия, могут, — и на мой взгляд должны, — подставить плечо Украине и помочь решить проблему с кассовым разрывом».
«Мы помогаем, это — очевидный факт. Но мы рискуем. Мы взяли этот риск на себя», — сказал Владимир Путин, призвав европейцев «тоже хоть чем-то рискнуть», чтобы помочь украинской экономике.
…Как бы там ни было, а вопрос, заданный одним из героев песни Владимира Высоцкого, «где деньги, Зин?», так и остается нерешенным. До старта брюссельской трехсторонки «дубль два» — всего несколько часов. И хорошо бы украинским властям вспомнить недавнее предупреждение Владимира Путина: «В долг Россия уже ничего поставлять не будет».