21 ноября, четверг

Вкусная и здоровая пища: ложная картина подорожания продуктов

05 декабря 2014 / 22:22
экономический аналитик

Рост цен вызывает у экспертов серьезные опасения относительно снижения уровня жизни россиян, ведь впервые за несколько лет он происходит на фоне стагнации в экономике.

Импортные продукты дорожают, и ощутимо. Согласно статистическим данным доля импортных продовольственных ресурсов в России составляет в настоящий момент более 40%. Так, например, удельный вес импорта мяса — 41%, а молока — 26%. Пищевая промышленность большей частью работает на привозном сырье. При этом сохраняется тенденция увеличения ввоза продовольствия из-за рубежа. В частности, импортируется половина рынка фруктов и овощей в стране. Это же относится к молочным продуктам, рыбе, чаю и кофе, мясу и сырью для производства молочной продукции.

Рост цен вызывает у экспертов серьезные опасения относительно снижения уровня жизни россиян, ведь впервые за несколько лет он происходит на фоне стагнации в экономике. Существует риск снижения потребительского спроса и уровня жизни основной части населения уже во втором полугодии 2014 года.

Как заявляют представители торговых сетей, рост цен неизбежен в связи с тем, что исчерпаны старые запасы импортных товаров, приобретенные по старым ещё ценам, а новые партии импорта будут покупаться по новому, более высокому курсу.

Между тем, многие европейские государства столкнулись с дефляцией — снижением общего уровня цен, о чём с тревогой говорила глава МВФ Кристин Лагард в Давосе в 2014 году.

То есть, цены на сельскохозяйственную продукцию в странах Европейского Союза скорее падают, чем растут. Поэтому рост цен на импортное продовольствие для России, подстёгиваемый девальвацией рубля, потенциально несколько сдерживается снижением цен на многие виды продовольствия в Европе.

Однако что цены на импортное продовольствие в России будут только расти. Ведь в России ценообразование на продовольственные товары не соответствует традиционным представлениям о рыночных механизмах. Причина заключается в том, что в продовольственной сфере России (как, например, в сфере ЖКХ также) пока не существует подлинно рыночных отношений. Тут царят монополизм, фактическое экономическое бесправие потребителей, а также разнообразные внерыночные факторы (например, коррупция). То есть причины роста цен, в основном, имеют внутреннее происхождение.

В современной России рост цен на продовольственные товары — это, своего рода, способ сохранения доходов и рентабельности торговых сетей и поставщиков на прежнем уровне.

Посетив сегодня любой крупный супермаркет, легко увидеть длинные полки с самыми разнообразными товарами и напитками. Любой из наших читателей согласится со мной, что никто из посетителей не покупает все до единого выставленные товары, а имеет определённый постоянный перечень покупок.

Исходя именно из этого, попробуем сделать прогноз влияния роста цен на продукты на экономическое положение населения.

Немалая часть населения покупает те товары, которые входят в социальную корзину. Это достаточно широкий перечень продуктов (хлеб, картофель, овощи и фрукты, кондитерские изделия, мясные, молочные и рыбные продукты, яйца, масло), которые позволяют людям полноценно питаться.

В основном, это отечественные товары, цены и стоимость производства которых зависят от колебаний курсов валют, но только в небольшой степени. Например, за счет изменения стоимости импортных удобрений, оборудования, сельхозтехники. Самое важное, что цены на товары из социальной корзины регулируются государством, т. е. повышаются не на много. Поэтому негативный эффект на общий индекс цен в стране с их стороны крайне незначителен. Кроме того, правительство всё-таки регулярно индексирует пенсии и зарплату бюджетников в соответствии с официальным уровнем инфляции.

Так что социальные продовольственные товары, цены на которые субсидируются и регулируются государством, не дадут разразиться голоду в стране и потому не сильно ударят по кошельку обычного россиянина.

Кроме того, в случае дефицита товаров из социальной корзины вполне возможно будет оперативно расширить их производство в России. Этому нет препятствий. Сельскохозяйственные технологии и технологии изготовления продовольственных продуктов достаточно просты и широко распространены и, кроме того, никогда не являлись объектом международных санкций. Поэтому создание нового массового сельхозпроизводства и их промышленной переработки и производства не являются сложнореализуемым и дорогостоящим. Единственное, что для этого потребуется, как минимум, поддержка государства. В частности, это защита сельскохозяйственного и продовольственного бизнеса от вымогательства, произвола и диктата перекупщиков и чиновников.

Однако продовольственная стратегия также нуждается в предварительной подготовке, чтобы затем максимально облегчить её реализацию. 16 апреля 2014 года в программе «Капитал» на РБК-ТВ в беседе с директором Института экономики РАН Р. Гринбергом ведущий С. Лисовский сообщил, что половина картофеля в России сеется из семян, получаемых из Голландии. Своих семян для посадки картофеля в России уже недостаточно. Лисовский сказал, что если санкциями будет ограничена возможность для России получать голландские семена картофеля, то уже в следующем году картошки в России в необходимом количестве не будет.

Но вот мне хотелось бы обратить внимание наших читателей на следующую группу товаров, потребителями которой является преимущественно средний и «высший» (upper) классы. По-другому, это «белые воротнички». По моему мнению, как раз эти слои населения наиболее сильно ощущают рост цен на все товары. И это не только продовольственные товары.

Дело в том, что эти слои населения являются потребителями товаров и услуг повышенного качества.

К числу таких товаров и услуг относятся, например, иномарки, зарубежные турпоездки, товары престижных и потому дорогих брэндов (одежда, обувь, часы, продукция Apple и т. д.). А также именно они являются основными потребителями определённых групп продовольственных товаров: деликатесов и элитных алкогольных напитков.

Как известно, именно на перечисленные и аналогичные им товары и услуги постоянно растут цены, равно как и постоянно возрастает и потребление этих товаров. Причём, независимо не только от глубины и размаха кризисов, а и вообще от того, происходят ли вообще какие-либо кризисы. Продавцы таких товаров и услуг ориентируются не на свои реальные затраты или себестоимость продукции, а на высокую покупательную способность их потребителей.

Уже в этом году самый высокий рост цен отмечался именно на туристические поездки, брэндовые товары, элитный алкоголь и деликатесы. Статистика говорит о том, что быстрее цены растут на товары повышенного спроса — т. е. импортные, более элитные по качеству. Весь импортный алкоголь вырос в цене минимум на 10−15% — в том числе, за счет повышения акцизов.

Я постарался составить динамику средних потребительских цен на такой популярный в России деликатес, как красная икра (икра лососевых рыб, отечественная, кг): - Август 2010 — 1706 руб.; - Июнь 2012 — 2175 руб. (цена выросла на 27%); - Сентябрь 2013 год - 2587 руб. (цена выросла на 19%).

В январе 2014 года 1 кг красной икры стоил уже 2923 руб. Рост цены к уровню августа 2010 года составил 71%, к июню 2012 года — 34%, к сентябрю 2013 года — 12%. Никаких кризисов в это время не было и не было резкого падения курса рубля. Очевидно, что розничные цены на этот деликатес росли постоянно, без участия кризисов, а лишь в расчёте на то, что любители красной икры её всё равно будут покупать и по новым ценам.

Также постоянно и уверенно росли (и будут расти) цены на элитный алкоголь: виски, вина, элитные коньяки выдержки VSOP и XO, сакэ.

Так, цена бутылки 0,7 л. японского сакэ Choya выросла за последние годы на 100% - с 400 до 800 руб. Цена на виски уровня Johnnie Walker Red label выросла с 450 руб. до 1200 руб. (на 170%). Даже вначале демократичная было цена на популярное у простых англичан виски Bell's всего лишь в течение 2013 года выросла у нас с 350 руб. до 670 руб. (на 90%) — очевидно, в расчёте на тех покупателей в России, кто в условиях экономического спада и рецессии вынужденно перейдёт на более скромные сорта виски. С 2007 года я отметил почти трёхкратный рост цен на элитные французские коньяки.

То есть, основная нагрузка от роста цен на продовольственные товары падает на средний и высший классы населения в части приобретаемых ими элитных продуктов и деликатесов.

У продавцов расчет состоит в том, что этот слой населения всегда купит эти товары и поедет отдыхать за границу тоже всегда. И так и есть, ведь именно средний и высший классы лучше, чем остальное население, умеют повышать уровень свои доходов, в том числе, регулярно добиваясь роста зарплаты или переходя на более высокооплачиваемую работу или (в случае с предпринимателями) создавая более выгодные условия выполняемых ими контрактов. Как свидетельствует опыт России, именно эти слои населения также быстрее всего остального населения восстанавливают свои доходы после кризисов.

Поэтому цены на эти группы элитных товаров всегда росли и будут расти, что даёт не вполне объективную картину якобы драматичного общего роста цен на продовольствие в России.

Поэтому, если не случится что-то из ряда вон выходящее (например, полная международная изоляция России или массовые волнения типа украинских), то продовольственные товары по-прежнему останутся доступными для широких слоёв населения, а голода не будет.

Но вот деликатесы становятся недоступнее. И если доходы среднего и высшего классов населения при этом будут на значительное время заморожены, т. е. останутся на неизменном уровне, то у этих, без преувеличения, ключевых для России слоев населения невозможность вести привычный образ жизни, включая потребление элитных, брендовых продовольственных товаров и деликатесов, вызовет массовое недовольство. Ведь, тем самым, будет утрачен их общественный статус и самоуважение. Не стоит забывать, что именно эта часть населения формирует управленческий аппарат государства и предприятий России. Именно эта часть населения является наиболее образованной прослойкой российского общества.

Поэтому желательно не раздражать такое население. Для этого борьба с ростом цен на продовольственные товары и разработка мероприятий на оперативное реагирование на их рост является крайне важной, необходимой и систематической работой для экономистов в масштабе российского государства.

Сегодня обоснованным можно будет считать рост цен на экологически чистую отечественную продукцию, произведённую по натуральным, традиционным технологиям. Пользуясь тем, что население традиционно, тем более, во время кризиса, мирится с ростом цен, в России надо как можно быстрее изменить структуру основных производителей продовольственных товаров в пользу увеличения доли именно российских хозяйств и предприятий. Речь должна идти не столько об импортозамещении и поддержке отечественного производителя, а, скорее, об укреплении здоровья нации и необходимости внедрения в России здорового образа жизни, что включает в себя правильное и полноценное питание.

Кроме того, интересы отечественных производителей и поставщиков продовольствия проще синхронизировать с экономической политикой правительства и, тем самым, предотвращать их попытки необоснованного роста цен.

Правда, в отношении деликатесов, многие из которых никогда не будут производиться в России, придётся смириться с постоянным ростом цен. Я думаю, такая перспектива не является слишком пугающей для любителей красиво поесть и выпить, а также регулярно посидеть в ресторанах. Лишь бы рост цен не был стремительным.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также