19 декабря, среда

Весь мир - свалка

12 мая 2018 / 09:02
философ

С каждым днем научные исследования, сообщения в средствах массовой информации и внушительный опыт стремительного ухудшения состояния окружающей среды все больше и больше сбивают нас с толку.

В питьевой воде имеется большое количество микропластиков, и к 2050 году общая масса синтетических антропогенных материалов в океане, по прогнозам, превысит массу биомассы рыбы. Мегаполисы на разных континентах томятся под воздействием аэротоксинов во время усиливающихся и затяжных периодов экстремального смога. Лесные пожары потребляют большие площади лесных угодий из-за сочетания таких факторов, как повышение глобальной температуры, засухи, монокультурные насаждения и недостаточные инвестиции (а также нежелание полагаться на местные знания в области предотвращения пожаров). Деградация верхнего слоя почвы, угрожающая здоровью и плодородию земли, влечет за собой подкисление, резкое повышение солености и токсичность в сочетании с уменьшением питательной способности и доступности кислорода для корней растений.

Будучи озабоченными, поскольку эти необработанные эмпирические тенденции сами по себе, они также свидетельствуют о более тонком изменении тех деликатных условий, которые до сих пор поддерживали жизнь на планете. Вода, воздух, земля и даже огонь (четыре классических элемента, которые, хотя и допускают дальнейшие дополнения, разделяются разрозненными философскими и мифическими традициями) больше не соответствуют нашим представлениям о том, что они собой представляют. Изображение воды, которое автоматически формируется в сознании человека, слышащего это слово, редко включает в себя пластмассовый мусор, кадмий, ртуть, свинец, колиформные бактерии и нефтяные углеводороды. Что касается воздуха, то мы обычно не связываем его с диоксидом серы, оксидами азота и твердыми частицами от лесных пожаров или предприятий, работающих на ископаемом топливе. В состав почвы не входят тяжелые металлы, фосфаты, неорганические кислоты, пестициды и нитраты, полиядерные ароматические углеводороды, полихлорированные бифенилы, хлорированные ароматические соединения, моющие средства и радионуклиды. В то время как некоторые из элементарных изменений заметны (например, те, которые проявляются в фотохимическом смога), подавляющее большинство ускользает от наших чувств и не фигурирует в сфере познания.

Сбалансированность между правилом и исключением дала о себе знать. По сравнению с недалеким прошлым, когда беспокойство было связано с географически очерченными очагами загрязнения, обычные условия окружающей среды в настоящее время таковы, что "чистый" воздух, почва и вода отклоняются от нормы. Нам еще только предстоит сравнять со странной реальностью непреднамеренные совокупные последствия наших технологий и экономик. Приближение к текущему состоянию воды и других элементов мышления удовлетворит бесконечно больше, чем потребность в точности, которая приведет к адекватному представлению измененного объекта и умственной адаптации со стороны субъекта. При такой отрезвляющей корректировке мы хотели бы также отдать должное быстро исчезающему, если не уже исчезнувшему миру.

Хотя философия начинается с удивления, она может закончиться ужасом. Когда они достаточно глубоки, оба этих аффективных государства дрожат до глубины души, кто бы в них ни находился. Вопреки самоуспокаивающему взгляду на мир согласно сфабрикованным структурам понимания, философия в самом радикальном смысле - это встреча с существованием, которая происходит в атмосфере остро ощущаемого недостатка понимания, как если бы никто не испытывал того, с чем сталкивался раньше. Именно эта особенность прививает философов (я имею в виду философию не как профессию, а как призвание, призвание, посвящение, даже образ жизни) к некой капризности, знакомству с окружающим миром, кажущейся недостойной взгляда. Именно это качество пронизало философское отношение ребенка радостью и любопытством или, на противоположном конце эмоционального спектра, страхом и осторожностью перед лицом неизвестного. Среди возможных реакций на последние изменения в экологических условиях и элементах окружающей среды нецелесообразным является подход, основанный на принципе "бизнес как обычно" и поддерживаемый правительствами, корпорациями и доминирующими идеологиями. Философский талант организовывать беспрецедентную встречу с миром незаменим сегодня, поскольку впервые в XXI веке мы сталкиваемся с практически неизвестным миром, скульптурами которого являются затянувшиеся последствия промышленной деятельности.

Таким образом, жизненно необходимо использовать уникальную силу этой дисциплины, заключающуюся в том, чтобы включить неортодоксальное видение реальности, и оценить то, чем стала Земля - земной складкой, синхронно объединяющей остальные природные элементы, - является то, чем она стала. Моя гипотеза заключается в том, что каждый элементный регион, все области выше и ниже, а также промежуточное звено, включая рост и распад растений, находятся на продвинутой стадии превращения в помойку промышленного производства и побочных продуктов, не говоря уже о консюмеризме и его избытках. Выброс огромных объемов углекислого газа в атмосферу и неизбирательное использование пластиковых бутылок, пакетов, рыболовных сетей, пищевых оберток и контейнеров, которые в настоящее время широко распространены в морских экосистемах, являются достаточными для того, чтобы квалифицироваться как сброс отходов. В отрыве от этих практик во времени и пространстве, их остатки уже не являются незначительными следами в воздухе или воде, а изменяют среду обитания, климат и элементарную среду обитания.

Если предположить, что мы не умиротворены клише о том, что наша жизнь и наши тела неразрывно связаны с окружающей средой, с которой мы созданы друг для друга, мы сможем быстро обнаружить, что окружающая среда становится помойкой, которая непосредственно влияет на наше существование. Наши рационы питания, сенсорные возможности и статистически распространенные заболевания (рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и т.д.) находятся под таким сильным влиянием элементарной мутации, что в работу помойки вовлекается телесность, физический или физиологический факт воплощения. Если мы в дальнейшем будем придерживаться мнения о том, что разум интегрирован в тело, а не отделен от него, то увидим, что превратности телесности оказывают глубокое влияние на наш образ мышления. Идеи сводятся к звучанию укусов и модных слов, расположенных в цепочках свободной ассоциации; поток информации погружает как восприятие, так и познание. Разум не менее подвержен влиянию элементарной мутации, чем тело, которую он спровоцировал. Помойка проникает в самые волокна нашего существа, процессы и события, которые делают нас такими, какие мы есть: человечность, живость и растительность, наши рассуждения и организм, ощущения и восприятие, питательные, эмоциональные и различительные способности. Укоренившись в многочисленных реестрах существования, он расшифровывает их, воспроизводя воздействие, которое они оказали на элементы окружающей среды.

Для того, чтобы начать путь к восстановлению способности действовать не только в пределах помойки, но и на ней, мы должны будем оценить полную степень, в которой мы застряли в токсичной куче, которая претендует на нас для себя, тела и души. Как ни странно, следующий шаг будет заключаться в разработке стратегий беспорядочного обмена веществ: беспорядочный, восстанавливающий физиологический, когнитивный, экологический и планетарный метаболизм, реактивация за пределами мутаций, вызванных мечтами о незыблемости на каждом из этих уровней. Чтобы использовать выражение Ханны Арендт, мы должны будем думать без перил, в отсутствие проверенных и проверенных структур поддержки мышления в действии. У нас нет роскоши полагаться на лозунги (возобновляемые источники энергии, геоинженерия, запутанность, философское выравнивание иерархий...), поскольку они тем или иным образом участвуют в логистике помойки. Мы должны искать ответы и, тем более, правильные вопросы в полумраке, на закате мысли и бытия.

Сова Минервы, которой Гегель приписывает диалектическое зрение в сумерках, и парящий журавль, который является одним из призраков девы Юнхуа (также известной как Яо-цзи, Нефритовая дева), пролетают над картинами разрушений, многие из которых недоступны невооруженному глазу, покрыты смогом или чем-то еще. Под их крыльями - планета, экологически и онтологически искалеченная, растущая несмотря ни на что свалка отходов человеческой промышленности, и пустыня, посягающая на биологическое, культурное, языковое и идейное разнообразие. В тусклом и безлюдном свете, отражающем их тени, опустошение само по себе отступает от наших чувств и мыслей. Но как эта катастрофа видится (в свете какой пиропомойки?) глазами совы и журавля, скользящими по течению аэропомойки над огромными просторами гео- и гидропомойки? Пришло время, находясь на пределах воображения, исследовать с высоты птичьего полета совы Минервы и журавля девы Юнхуа, все, что осталось от мира.

Источник

Перевод с английского помощью автоматического переводчика DeepL.


тэги
читайте также