По большому счету, это не так уж важно, самостоятелен Порошенко или нет. Важно прекратить бессмысленное насилие на Юго-Востоке Украины.
Воевать до победного конца против собственного народа или переводить ситуацию в мирное русло? Складывается впечатление, что сейчас президент Украины Петр Порошенко склоняется ко второму варианту. По крайней мере он не избегает прямого общения со своим российским коллегой Владимиром Путиным. О том, что российскому президенту небезразлично будущее Украины, говорит тот факт, что, будучи с официальным визитом в Монголии, глава российского государства нашел время для того, чтобы предложить план по урегулированию ситуации в соседней стране. Он также призвал ополченцев прекратить наступление на донецком и луганском направлениях. Теперь многое будет зависеть от того, к каким договоренностям придут 5 сентября в Минске представители контактной группы.
Телефонный разговор
В среду, 3 сентября состоялся телефонный разговор Путина и Порошенко. По итогам беседы пресс-служба украинского президента распространила сообщение о том, что главы двух государств обсуждали договоренности «о постоянном прекращении огня». Позднее это сообщение на сайте главы украинского государства было заменено на новое, с уточненной формулировкой: «результатом разговора стала договоренность о режиме прекращения огня в Донбассе».
Однако пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил о том, что такого рода договоренности не было и не могло быть, так как Россия не является стороной конфликта.
Путин и Порошенко, по словам пресс-секретаря российского лидера, во время разговора «обменялись мнениями и в большой степени согласились о шагах, которые способствовали бы скорейшему прекращению огня между украинскими военными подразделениями и ополченцами на юго-востоке страны».
Война или мир?
В любом случае и сам факт разговора двух президентов, и его содержание внушают осторожный оптимизм. Непрекращающиеся военные действия, ведущие к гибели людей с обеих сторон и ежедневно умножающие число жертв среди мирного населения Донецкой и Луганской областей, фактически привели эти регионы к гуманитарной катастрофе. Кроме того, и для России, и для стран Запада очевидно, что необходимо прекратить конфликт на Юго-Востоке Украины. Тем более, что окончательную и безоговорочную победу не удастся одержать ни одной из сторон.
Похоже, это начали понимать и в Киеве, где первоначально отрицали любую возможность диалога с ополченцами и заявляли о своей решимости вести войну (или, как ее называют украинские официальные лица, антитеррористическую операцию) до победного конца.
Складывается впечатление, что президент Порошенко и его окружение до недавнего времени, похоже, надеялись на блицкриг, однако после ряда успешных операций ополченцев даже украинскому руководству стало ясно, что внутренний конфликт переходит в стадию затяжного.
Нельзя исключать, что причиной неожиданно возникшей заинтересованности Порошенко в урегулировании внутриукраинского конфликта стали намеченные на вторую половину октября этого года досрочные парламентские выборы. Чтобы достичь на них желаемого результата, Порошенко необходимо хотя бы продемонстрировать видимость улучшения ситуации в стране. Понятно, что за столь короткий срок не удастся хотя бы как-то реанимировать истощенную украинскую экономику, поэтому складывается впечатление, что основной упор в ходе предвыборной кампании Порошенко и его сторонниками может быть сделан на продолжении сближения с Евросоюзом, а также на прекращении кровопролития.
И если с первым пунктом особых проблем не возникнет, так как сами европейцы активно демонстрируют Украине свое расположение и старательно обещают ей «светлое будущее», то в случае продолжения АТО число жертв среди солдат и офицеров украинской армии будет расти, что, мягко говоря, не добавит популярности официальному Киеву.
План Путина
Вместе с тем складывается впечатление, что Россия гораздо больше, чем Украина стремится к установлению мира в граничащих
На это направлен изложенный в среду в Улан-Баторе президентом РФ план урегулирования кризиса на Украине. Путин рассказал журналистам, что после телефонного разговора с Порошенко по дороге из Благовещенска в Улан-Батор в самолете «набросал от руки некоторые соображения, план действий».
План, зачитанный президентом РФ, состоит из семи пунктов.
В качестве первой меры он назвал «прекращение активных наступательных операций вооруженных сил, формирований ополчения юго-востока Украины на донецком и луганском направлениях». По мнению президента РФ, необходимо также «отвести вооруженные подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня».
Путин предложил также «предусмотреть осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки, создаваемой таким образом в зоне безопасности». Необходимо также «исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов в зоне конфликта» и «организовать обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле „всех на всех“ без каких-либо предварительных условий».
Кроме того, согласно предложениям российского лидера, нужно открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов, а также направить в разрушенные войной районы ремонтные бригады для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры.
Мир отреагировал, но ждет реальных шагов
Первая реакция в мире на предложенный российским президентом план была сдержанно-оптимистичной. В Европе и НАТО заявили, что приветствуют российские предложения по урегулированию ситуации на Украине, однако хотели бы видеть конкретные результаты, в том числе ослабление напряженности на Юго-Востоке страны. В НАТО, в частности, хотят видеть «конкретные, подтверждаемые проверкой шаги, предпринимаемые РФ, по действительной деэскалации кризиса», заявил анонимный источник, близкий к руководству альянса. В качестве таковых он назвал «прекращение поддержки сепаратистов, отвод от границы сосредоточенных у нее сил, прекращение потока вооружений и людей на Украину».
О том, что план может сработать только в том случае, если будут предприняты конкретные шаги, заявил и официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик. «Все подробности плана пока не известны, но генеральный секретарь приветствует новость о состоявшихся сегодня переговорах между президентами Путиным и Порошенко о пошаговом плане, нацеленном на мирное урегулирование конфликта на Украине», — сказал он. При этом Пан Ги Мун надеется, что Россия «воспользуется своим влиянием на вооруженные группировки с целью достижения устойчивого и мирного урегулирования кризиса», добавил Дюжаррик.
Отреагировал на предложения Путина и его украинский коллега.
Интересно, что его реакция была обозначена в сообщении пресс-службы украинского президента о телефонном разговоре с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель.
«По убеждению президента Порошенко, план действий должен содержать взаимные обязательства относительно режима двустороннего прекращения огня, его мониторинга и верификации со стороны ОБСЕ, вывод всех иностранных войск с территории Украины, введение буферной пограничной зоны, освобождение всех заложников и граждан Украины, которые незаконно содержатся на территории РФ», — говорится в сообщении.
Да, в последнее время глава украинского государства даже не пытается скрывать, что является самостоятельной фигурой только отчасти. Так, например, перед недавней встречей в Минске с главами государств Таможенного союза Порошенко сначала встретился с руководителем европейской дипломатии Кэтрин Эштон и только после этого начал общение с коллегами из стран ТС. А затем, после окончания встречи с Путиным, украинский президент вновь отправился на переговоры сЭштон. Так что его телефонный разговор с Меркель по поводу нынешних российских предложений является вполне закономерным.
По большому счету, это не так уж важно, самостоятелен Порошенко или нет. Важно прекратить бессмысленное насилие на Юго-Востоке Украины. Возможно, шаг к этому будет сделан уже 5 сентября в Минске.