Политтехнолог Константин Комков о том, как орловские власти не дали потерять лучшую в стране дорожную технику.
Ситуация с заводом «Дормаш» в Орле похоже сдвинулась с мертвой точки. На прошлой неделе представители областного правительства заявили о том, что уже в ближайшие дни сотрудникам начнется выплата задолженности по зарплате. Более того, на предприятии вновь запустили производство. Кто является заказчиком — региональные власти пока не афишируют, но заявляют о том, что у завода появилась возможность получить большой контракт.
Одно из крупнейших орловских предприятий «Дормаш» было создано еще в 1955 году как Орловский завод автогрейдеров. За свою историю переживал разные периоды. В 1990-х, как и все производства того времени, «Дормаш» оказался в сложном положении. В 2000 году было образовано закрытое акционерное общество «Дормаш», 100% акций которого принадлежало «Орловской промышленной компании», в свою очередь, учрежденной региональным комитетом по управлению имуществом. В этом же году по приглашению тогдашнего губернатора Егора Строева инвестором и антикризисным управляющим ЗАО «Дормаш» стал представитель сотни самых богатых челябинцев бизнесмен Виктор Воропаев. У себя на родине он также занимался выпуском дорожной техники, поэтому приход в Орел стал для него хорошей площадкой для расширения бизнеса. В итоге из областной собственности очень тихо, кулуарно «Дормаш» перешел в частные руки. Сменился список учредителей — одним из них стал ООО «ДорМашЭкспорт». В 2004 году было создано ООО «Дормаш-Интернешнл», которое занимается реализацией продукции, произведенной ЗАО «Дормаш».
В 2010 году предприятие сменило руководителя — им стал одногруппник или однокурсник Воропаева некто Вячеслав Гудков, начинавший свою карьеру также в Челябинске и успевший поруководить несколькими предприятиями, которые в настоящий момент все ликвидированы.
Проблемы на предприятии начались весной 2014 года. Тогда ЗАО «Тракт-Москва» подал в арбитраж заявление о банкротстве «Дормаш». Сумма претензий составляла около 214 тысяч рублей. Но сам Вячеслав Гудков тогда назвал это «обыкновенным рабочим моментом, который периодически может возникнуть на любом предприятии». Дальше ситуация нарастала, как снежный ком. Начались проблемы с невыплатой зарплаты и отчислениями в Пенсионный фонд. К делу подключилась прокуратура, возбудившая по итогам проверки два уголовных дела.
Надо отдать должное администрации области, которая несмотря на то, что «Дормаш» является частной собственностью, старались не оставаться в стороне от конфликта. Летом 2015 года, после того как сотрудники предприятия написали письмо губернатору, рассказав о том, что коллектив находится на грани срыва, потому что руководство издевается над работниками и их семьями, к ситуации подключился Вадим Потомский. Глава региона абсолютно четко сформулировал свою позицию: «Такой завод терять нельзя. Могу вам сказать как человек, который эксплуатировал эту технику — это лучшая техника, которая производилась для дорожного строительства РФ».
Региональные власти начали прорабатывать вопрос о выводе «Дормаша» из кризиса. Рассматривались различные варианты, руководству компании, в частности, предлагалось провести анализ потребностей внутреннего рынка в дорожно-строительной технике, развить его производственную кооперацию с промпредприятиями региона, снизить затраты и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Но в сентябре 2015 года руководство «Дормаша», по совершенно непонятным причинам, отказалось подписывать соответствующее соглашение с властями, и на этом работа антикризисной комиссии на предприятии была прекращена.
Параллельно областная администрация вела работу по поиску инвесторов для завода. В конце 2015 года был найден инвестор в лице Первого чешско-русского банка, который помог выплатить часть заработной платы рабочим. Однако финансовые проблемы, возникшие у самого банка, не позволили продолжить сотрудничество. В апреле уже этого года в ходе визита в Орел белорусской делегации обсуждалась в том числе и возможность участия дружеского государства в судьбе «Дормаша». Тогда представители белорусской компании ОАО «АМКОДОР» посетили «Дормаш» и обсудили с Воропаевым возможные варианты сотрудничества. Однако вскоре после этого визита губернатор Потомский заявил, что рад сотрудничеству с братским народом, но переход завода в собственность иного государства не приветствует.
Вскоре по просьбе Потомского к делу подключились прокуратура и Следственный комитет. На особый контроль урегулирование проблем ЗАО «Дормаш» взяло Министерство промышленности и торговли России. В июле «с целью поиска путей вывода из кризисного положения завода» в Орле побывали представители Департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России, Федерального дорожного агентства и Государственной транспортной лизинговой компании. Они ознакомились с состоянием завода и дали ряд поручений менеджменту и собственнику ЗАО «Дормаш».
В августе региональное правительство заявило о начале процедуры финансового оздоровления предприятия. Было принято решение о введение на заводе внешнего наблюдения. Речь также шла о реализации антикризисной программы и выполнения ранее заключенных контрактов, после чего должна была начаться работа по привлечению новых инвесторов.
Результат не заставил себя долго ждать. 18 августа в Орле побывала делегация, которая готова разместить крупный экспортный заказ на технику завода «Дормаш». Имя потенциального инвестора пока не разглашается. Однако известно, что представители его уже побывали на заводе и изучили производственный потенциал предприятия. Так что у «Дормаша» может появиться вполне реальная возможность возрождения производства. Уже сейчас на заводе приступили к сборке двух погрузчиков и пяти грейдеров.