28 апреля, воскресенье

Цели пропаганды в контексте СВО

01 августа 2024 / 11:11
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Чем отличается реальная пропагандистская работа от ее академических описаний? Какие именно цели ставила и ставит украинская пропаганда? Чего именно ЦИПСО хочет от российских военных? Зачем им наши пенсионеры?.

Итак, Центр политического анализа и социальных исследований продолжает публикацию просветительского курса лекций политолога, доцента Финансового Университета при Правительстве России Павла Данилина.

Курс разработан в рамках реализации проекта «Противодействие деструктивным информационным воздействиям на сознание современной молодежи», признанного победителем конкурса грантов Мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2023 году.

Цели пропаганды непосредственно зависят от аудитории и влияют на выбор ее методов. Но для начала необходимо отличать цели и задачи пропаганды от целей и задач, которые записаны в уставных документах тех или иных сил, принимающих участие в психологической войне.

К примеру, цели и задачи украинских Сил специальных операций (ССО) определены в п.1.9.1 Боевого устава, утвержденных командованием ССО ВСУ 23 февраля 2021 года приказом №3. В этом документе четко указано, что основные цели специальной психологической операции заключаются в: получении доступа к информационному пространству операционного района (зоны) и целевых аудиторий; создании (использовании существующих) каналов воздействия; достижении установленных психологических эффектов среди определенных целевых аудиторий; обеспечении ситуационной осведомленности и преимущества в информационном пространстве операционного района (зоны); нивелировании мер противодействия противника.

Там также указывается, что «психологические операции могут проводиться в мирное время, в особый период и в военное время, самостоятельно и (или) во время проведения операций сил ССО».

Среди задач силы психологической войны ВСУ ставят перед собой следующие: подрыв доверия в войсках противника к военно-политическому руководству и командованию; расширение среди войск и населения противника антивоенных настроений; провоцирование протестных настроений, неподчинения командованию, проведения самосудов; провоцирование дезертирства, самострелов, уничтожения собственной военной техники, сдачи в плен и иных способов уклонения от участия в боевых действиях; провоцирование противоречий среди населения социально-политического, экономического, культурного, этнического, религиозного характера; введение противника в заблуждение.

Эти задачи, отметим, вписаны в боевой устав ВСУ еще за год до начала Россией СВО, а реализовывались психологические операции против нашей страны украинскими специалистами по психологической борьбе как минимум с 2014 года. Для этого при Главкоме ВСУ помимо Центров ИПСО в 2020 году было создано Управление стратегическими коммуникационными устройствами, кроме того, весь аппарат МИД был нацелен на антироссийскую пропаганду. При Министерстве культуры был создан Центр стратегических коммуникаций ЦКСИБ, при МВД были созданы центры телефонного терроризма и воздействия на граждан России (сайт «Миротворец» и «IT-армия Украины»). При СНБО Украины был учрежден так называемый Центр противодействия дезинформации. Существуют и иные правительственные, околоправительственные и неправительственные организации, осуществляющие на Украине психологическое воздействие на противника. Однако о них будет сказано в свое время.

В свою очередь, как таковые цели и задачи пропаганды определяются специалистами следующим образом. Собственно, из определения пропаганды следует, что цели ее - это «формирование взглядов, ценностей, представлений, эмоций, идеологии, оказания влияния на поведение человека или общества». Целью может быть и «побуждение к определенному политическому поведению». Также целью может быть «популяризация идеалов, целей, желаний». Так какие же именно цели ставит перед собой пропаганда?

Многие исследователи считают, что цели агитационно-пропагандистской работы можно классифицировать по видам пропаганды – конструктивной или деструктивной. Не являясь сторонником этой концепции, все же приведу основные ее идеи в концентрированном виде изложенные исследователями Рустамовым и Тураевой в работе «Виды пропаганды, ее цели и задачи»[1].

Конструктивная пропаганда, по их мнению, выполняет функции воспитания, передачи информации и защиты. Деструктивная пропаганда выполняет критическую функцию - подвергает критике неприемлемую для нее социальную систему, образ жизни, идеологию, систему ценностей, находит ее слабые места, представляет существующие проблемы как необходимое следствие этой социальной системы. Также деструктивная пропаганда работает над созданием иллюзорной реальности. То есть, производит у реципиента ощущение, что он живет в совершенно другой реальности, нежели на самом деле.

Исследователи отмечают общее в конструктивной и деструктивной пропаганде. Это цели: внушение определенных мыслей и представлений общественному сознанию; мобилизация людей для достижения цели, отвечающей потребностям и интересам пропагандиста; доказательство необоснованности альтернативных идей; противостояние фактам, представленным для обоснования альтернативных идей.

Действительно, можно окрашивать пропаганду по «цветам», как это делают некоторые специалисты. К примеру, позитивная пропаганда, это: популяризация ЗОЖ; пропаганда отказа от аддиктивного поведения (наркомания, сектантство и т.д.); пропаганда общечеловеческих духовных ценностей. Впрочем, здесь мы упираемся в то, что у некоторых народов сегодня представление о духовных ценностей серьезным образом искажено - к примеру, автор предыдущих трех позиций[2] предлагает следующей пропаганду безопасного секса среди молодежи. Странно, что не предложил пропагандировать аборты.

Или вот, тот же автор рассматривает деструктивную пропаганду, которая, по его мнению, «направлена на разжигание социальной вражды и обострение противоречий»:

  • пропаганда разрушения;
  • формирование образа врага;
  • демонизация противника;
  • «разоблачение» его системы ценностей с целью оправдания враждебных действий в отношении него;
  • разжигание национальных, социальных, религиозных и любых других противоречий, направленное на раскол общества;
  • пропаганда устрашения – запугивание противника с целью подорвать его моральный дух;
  • пропаганда отчаяния – стремление убедить противника, что его положение безнадёжно.

Простой вопрос: ну ,и что? Что нам дало вот это окрашивание пропаганды в розовый и черные тона? Что нам с этим делать? Да ничего. Просто выбросить на помойку. С цветами пропаганда не работает. Она работает с аудиториями, мессиджами, нарративами, используя определенные методы, средства и инструменты для достижения целей. Вот о чем и нужно говорить.

Итак, описываем аудитории, на которые воздействовал противник после начала СВО так, как мы это видим (см. лекцию №2):

  • все население страны;
  • либеральная общественность;
  • лидеры общественного мнения (ЛОМ) либерального толка;
  • российские либерально-настроенные элиты;
  • российское чиновничество;
  • культурная элита;
  • российский бизнес, работающий за рубежом или имеющий зарубежных партнеров;
  • любители зарубежных туристических поездок, особенно в Европу;
  • учащиеся за рубежом;
  • любители шоппинга;
  • тревожные группы (мамочки и др.);
  • пенсионеры;
  • родные контрактников;
  • родные мобилизованных;
  • родные призывников;
  • военнослужащие-контрактники;
  • сотрудники ЧВК;
  • добровольцы;
  • ультрапатриоты;
  • диаспоры;
  • национальные группы;

Пропагандистская работа с каждой из этих групп имела свои собственные цели и задачи. Она осуществлялась не только и порой даже не столько украинскими специалистами, хотя с некоторыми группами работали как раз именно украинские пропагандисты. Коротко охарактеризуем эти задачи и направления работы.

 

Целевая аудитория

Цели пропагандистской работы

Все население страны

Запугивание, распространение пацифистских настроений, попытки посеять недоверие между обществом и властью

Либеральные ЛОМы

Провоцирование протестных настроений, кооптация сторонников, вербовка пропагандистов, использование для воздействия на лояльную аудиторию и на все российское общество, попытки посеять недоверие между обществом и властью, подрыв морального духа, пропаганда отчаяния, побуждение к конкретным - протест или эмиграция

Либеральная общественность и либерально настроенные представители элиты

Провоцирование протестных настроений, демонизация образа российской власти и нелиберальной части российского общества, пропаганда отчаяния, пропаганда пацифизма, укрепление недоверия между социальной группой и властью, кооптация сторонников, вербовка пропагандистов, непосредственно поддержка противника (вступление в ВСУ, сбор средств для ВСУ, «беженцев», «пострадавших» и т.п.), укрепление чувства депривации и фрустрации

Российское чиновничество

Насаждение чувств депривации и фрустрации, пропаганда отчаяния, пропаганда пацифизма, попытки посеять недоверие между различными группами российской элиты и в т.ч. между уровнями управления

Культурная элита

Провоцирование протестных настроений, насаждение чувств депривации и фрустрации, пропаганда отчаяния, пропаганда пацифизма, побуждение к действиям (протест или эмиграция, публичный отказ от гражданства, сжигание паспортов и т.п.), кооптация сторонников, вербовка пропагандистов, использование для воздействия на лояльную аудиторию и на все российское общество.

Российский бизнес, работающий за рубежом или имеющий зарубежных партнеров

Провоцирование протестных настроений, насаждение чувств депривации и фрустрации, побуждение к действиям (вывод бизнеса из России).

Туристы, учащиеся за рубежом

Провоцирование протестных настроений, насаждение чувств депривации и фрустрации

Потребители, любители шоппинга

Провоцирование протестных настроений, создание панических настроений в связи с падением уровня потребления, товарным дефицитом и т.п.

Тревожные группы (мамочки и др), родные контрактников, родны мобилизованных, родные призывников

Провоцирование протестных настроений, запугивание, пропаганда отчаяния, подрыв морального духа, провоцирование дезертирства и сдачи в плен, подрыв доверия к военно-политическому руководству страны

Пенсионеры

Запугивание, пропаганда отчаяния, провоцирование на совершение преступлений против власти

Военнослужащие-контрактники, сотрудники ЧВК, добровольцы

Провоцирование протестных настроений, подрыв доверия к военно-политическому руководству страны и командованию, подрыв доверия к другим категориям служащих (у ЧВК к сотрудникам Минобороны, и наоборот), провоцирование скандалов между различными категориями служащих, запугивание, пропаганда сдачи в плен, провоцирование дезертирства, введение в заблуждение

Ультрапатриоты

Провоцирование протестных настроений, введение в заблуждение, обман, провоцирование распространения слухов, подрыв доверия к военному и отдельно политическому руководству страны, распространение паники, насаждение чувства фрустрации и пораженчества

Диаспоры, национальные группы

Провоцирование недовольства и протестных настроений, провоцирование противоречий экономического, культурного, этнического, религиозного характера

 

Следует заметить, что здесь приведен, безусловно, далеко не полный список как по аудиториям, подвергшимся воздействию, так и по целям, которые решали организаторы пропагандистских кампаний. Также важно понимать, что значительная часть этих пропагандистских кампаний пришлась по площадям, не зацепив никого или случайную публику. Хотя некоторые кампании сработали даже лучше, чем ожидалось. В частности, длительная работа западных пропагандистов по распространению либеральной идеологии и пропаганде американского превосходства, мощнейшим образом повлияли как на группы «либералы», так и на группу «либеральные ЛОМы». Тем не менее, схожая по ценностям и по привычкам с группой либералов группа «российский бизнес», напротив, оказалась, несмотря на все воздействие на нее, слабочувствительной к пропагандистским усилиям противника по причине резкого расхождения между пропагандой и реальными действиями противника. Также в значительной части проблемой противника было использование негодных методов, средств и инструментов донесения информации до аудитории.

Продолжение следует.

 

[1] Рустамов Р.Р., Тураева С.Х. Виды пропаганды, ее цели и задачи // Вестник науки, 2020. №11. С. 58-62.

[2] Ткаченко Д. Пропаганда: что это такое, примеры, виды, отличия от рекламы URL: https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/propaganda-chto-eto.html


тэги
читайте также