Антигона, персонаж греческой мифологии, воплощает все те черты, которые мы сегодня привыкли подвергать критике.
Когда я пытаюсь объяснить студентам, что такое «свободные ассоциации» в психоаналитическом лечении, я регулярно ссылаюсь на известную поговорку: «Не выплескивайте ребенка вместе с грязной водой!»
Когда психоаналитик просит пациента «свободно ассоциировать», т.е. приостановить контроль над сознательным эго и сказать все, что приходит на ум, не требует ли этот психоаналитик в точности противоположного?
Пациент должен выбросить ребенка (эго) и оставить только воду из ванны свободных ассоциаций. Идея, конечно, состоит в том, что эта "грязная вода" сама по себе откроет скрытую истину здравого и здорового эго. Не забывайте, что грязь в воде исходит от младенца, а не приходит снаружи!
Разве это не справедливо и для многих фальшивых экологов? Они одержимы здоровым «устойчивым» проживанием в чистой зеленой среде обитания, игнорируя грязь, свободно плавающую в загрязненной окружающей среде. Если мы хотим всерьез бороться с загрязнением окружающей среды, первое, что нам нужно сделать, это сосредоточиться на загрязненной окружающей среде и проанализировать, как наши изолированные «устойчивые» места обитания просто экспортируют загрязнение в их окрестности.
Возможно, мы должны придерживаться противоположного подхода, следуя примеру того, что делают в Японии: концентрировать столько загрязнения и население в больших городах, чтобы они функционировали как грязные дети в (относительно) чистой воде.
Другой пример: огромное количество преступлений педофилов, совершенных в католической церкви по всему миру, от Ирландии и Пенсильвании до Австралии. Это преступления, совершенные членами организации, которая пропагандирует себя как моральный компас для нашего общества, и они заставляют нас отвергать простую идею о том, что Церковь может запросто выбросить плохих священников и сохранить хороших.
Существует «институциональное бессознательное»; непристойная, дезавуированная внутренняя сторона, которая поддерживает публичный институт. Не только ради конформизма церковь пыталась замалчивать свои педофильские скандалы, но она скорее защищает свою самую непристойную тайну.
Пожалуй, наиболее яркий пример подобного - недавние дебаты по вопросу о токсичной маскулинности. В ответ на недавнюю рекламу Gilette о том, как сделать мужчин лучше и менее грубыми, мы часто слышали, что реклама не была направлена против мужчин, а только против токсичного избытка маскулинности. Короче говоря, реклама просто сообщала, что мы должны слить грязную воду из ванны, наполненной брутальной маскулинностью.
Но здесь есть проблемы. Рассмотрим подробнее список (предложенный Американской психологической ассоциацией) признаков, характеризующих "токсичную маскулинность": подавление эмоций и маскировка стресса; нежелание обращаться за помощью; склонность к риску, даже если это связано с опасностью причинения вреда себе. Я не вижу в этом списке ничего особенного «маскулинного».
Неужели это не напоминает скорее обычный акт смелости в трудной ситуации, когда, чтобы поступить правильно, нужно подавлять эмоции, и когда нельзя рассчитывать на какую-либо помощь, но необходимо самостоятельно рисковать и действовать, даже если это означает подвергать себя опасности?
Я знаю многих женщин - по сути, больше женщин, чем мужчин, - которые в трудных условиях не поддались давлению окружающей их среды и вместо этого решили действовать именно так. Возьмем пример из греческой мифологии: когда Антигона решила похоронить Полиника, разве она не совершила поступок, который в точности соответствует основным чертам «токсичной маскулинности»?
Она определенно подавляла свои эмоции и прятала свои страдания, она не желала обращаться за помощью, она пошла на риск, который включал в себя большую опасность причинения себе вреда. В наш век политкорректного конформизма такая позиция представляет опасность.
Мы находим следы этого классического женского мужества в современной популярной культуре, в частности, в двух телесериалах «Родина» и «Убийство».
Главная героиня сериала «Родина» - Кэрри Мэтисон, агент ЦРУ с биполярным расстройством, участвовавшая в борьбе с терроризмом. Ее острое чувство справедливости заставляет ее нарушать множество правил и вступать в конфликт со своим начальством, что порой ставит под угрозу ее жизнь. Она похожа на инспектора Сару Лунд, героиню великолепного датского сериала "Убийство", еще одного героя, который идет по краю, который жестко реагирует на лицемерие истеблишмента и в итоге оказывается полностью отлученным от общества. Дай бог нам как можно больше этих токсично-маскулиннных женщин в реальной жизни!
По этому поводу есть старая добрая советская шутка про «Армянское радио»: слушатель спрашивает: «А правда, что Рабинович выиграл в лотерею новую машину?», и радио отвечает: «В принципе, да, правда, только это была не новая машина, а старый велосипед, и он не выиграл, но его у него украли».
Разве не то же самое относится к токсичным мужским качествам?
Давайте спросим «Армянское радио»: «Является ли маскулинность действительно токсичной?» Мы можем угадать ответ: «В принципе, да, это правда, только это токсичное содержание вовсе не маскулинно, и к тому же, оно часто является единственным разумным и мужественным поведением».