18 ноября, понедельник

Станет ли современное искусство снова диссидентским?

30 июня 2014 / 13:22
эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения

Выбран путь провокаций, носящий не творческий, а политический характер.

Ситуация с современным искусством в России можно назвать «тлеющей», дожидаться очередных скандальных художественных акций или вставок не обязательно. Современное искусство в лице его кураторов и дилеров сделали сознательный выбор в сторону оппозиционности и диссидентства. Выбран путь провокаций, носящий не творческий, а политический характер, при этом, когда нужно, политический жест отрицается, в других случаях подчеркивается.

Разрыв, таким образом, является не культурным, что часто происходит, например, при возникновении нового стиля или направления в искусстве, он осуществляется с обществом и государством, которые, разумеется, при этом объявляются злом.

На этот раз репрессивные функции осуществляет не государство (все «ужасы» государственной цензуры сводятся к отказу от государственного же финансирования), а само современное искусство по отношению к национальной культуре и обществу.

Современное искусство вновь становится инструментом борьбы с государством, возвращая исходные функции времен холодной войны в самой упрощенной, но действенной форме. Тем более, что поляризация по отношению к современному искусству, представленная с обоих сторон самыми одиозными личностями, стремящимися возродить данную механику в максимально выгодной для себя схеме, достигает максимального роста.

Сегодня мы сталкиваемся с усилением конфронтации с современным искусством, которое декларирует и демонстрирует право на деструкцию национальной культуры, названной устарелой. Кстати, сам термин «современное искусство» подменяет качественный анализ данного явления через навязчивую оппозицию: современное — по определению хорошо (модернизация), не современное, классическое — плохо (архаизация). Современность, как таковая, становится главным критерием оценки и алиби художественного произведения. Попытки же собственной оценки со стороны государства и общества, опирающиеся на традиционные критерии, встречают яростный шквал нападок; критика современного искусства является сегодня гораздо более рискованным занятием, чем политическая деятельность.

Очевидно, что в ближайшее время «диссидентство» современного искусства возрастет и откроет новую линию напряжения в обществе.

Но происходить это будет не вследствие действий государства, в отличие от, например, СССР, а благодаря политическому решению лидеров индустрии современного искусства. Такая ситуация крайне деструктивна, так как политизация и оппозиционность уничтожают творчество многих современных художников, которые становятся заложниками политических игр их кураторов и ее решение требует самых нестандартных решений.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также