Выбран путь провокаций, носящий не творческий, а политический характер
Ситуация с современным искусством в России можно назвать «тлеющей», дожидаться очередных скандальных художественных акций или вставок не обязательно. Современное искусство в лице его кураторов и дилеров сделали сознательный выбор в сторону оппозиционности и диссидентства. Выбран путь провокаций, носящий не творческий, а политический характер, при этом, когда нужно, политический жест отрицается, в других случаях подчеркивается.
Разрыв, таким образом, является не культурным, что часто происходит, например, при возникновении нового стиля или направления в искусстве, он осуществляется с обществом и государством, которые, разумеется, при этом объявляются злом.
На этот раз репрессивные функции осуществляет не государство (все «ужасы» государственной цензуры сводятся к отказу от государственного же финансирования), а само современное искусство по отношению к национальной культуре и обществу.
Современное искусство вновь становится инструментом борьбы с государством, возвращая исходные функции времен холодной войны в самой упрощенной, но действенной форме. Тем более, что поляризация по отношению к современному искусству, представленная с обоих сторон самыми одиозными личностями, стремящимися возродить данную механику в максимально выгодной для себя схеме, достигает максимального роста.
Сегодня мы сталкиваемся с усилением конфронтации с современным искусством, которое декларирует и демонстрирует право на деструкцию национальной культуры, названной устарелой. Кстати, сам термин «современное искусство» подменяет качественный анализ данного явления через навязчивую оппозицию: современное — по определению хорошо (модернизация), не современное, классическое — плохо (архаизация). Современность, как таковая, становится главным критерием оценки и алиби художественного произведения. Попытки же собственной оценки со стороны государства и общества, опирающиеся на традиционные критерии, встречают яростный шквал нападок; критика современного искусства является сегодня гораздо более рискованным занятием, чем политическая деятельность.
Очевидно, что в ближайшее время «диссидентство» современного искусства возрастет и откроет новую линию напряжения в обществе.
Но происходить это будет не вследствие действий государства, в отличие от, например, СССР, а благодаря политическому решению лидеров индустрии современного искусства. Такая ситуация крайне деструктивна, так как политизация и оппозиционность уничтожают творчество многих современных художников, которые становятся заложниками политических игр их кураторов и ее решение требует самых нестандартных решений.