Все ближе декабрь, когда Украина обязана вернуть России три миллиарда долларов суверенного долга. И все ближе момент, когда станет окончательно ясно, что Киев не отдаст Москве ни цента. И, без сомнений, сделано это будет по естественно негласной инструкции от заокеанских покровителей и соседей из Евросоюза.
Что же наводит на такие мрачные предположения? Увы, не бравые заявления путчистов, в том числе премьера Арсения Яценюка и министра финансов Натальи Яресько, которые выдвигали одну дикую идею за одной — то прощение Россией суверенного долга, то его реструктуризация по примеру ряда американских держателей коммерческого долга и так далее. На подобный прогноз мысль наводит мнение такой авторитетной структуры, как международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s Ratings Services. «Правительство Украины включило „российский“ долг, выплата которого должна состояться в декабре 2015 года, в периметр реструктуризации, но, как мы понимаем, Россия отказалась принимать предложение Украины. В этой связи мы прогнозируем два сценария развития ситуации. Первый: Украина выплачивает долг за счет резервов, и второй: Украина не выплачивает долг и объявляет дефолт по этим бондам до момента, пока не будет найдено другое решение. Если будет избран второй сценарий, то МВФ прибегнет к особой политике финансирования и продолжит финансирование четырехлетней программы сотрудничества с Украиной, предполагающей объем кредитования в 17,5 млрд долларов».
Примерно в том же духе высказывается и министр финансов Украины Наталия Яресько, которая убеждена, и вряд ли на пустом месте, что отказ РФ от реструктуризации евробондов Украины и дальнейшие судебные разбирательства по этому вопросу не отразятся на взаимоотношениях «нашей страны с Международным валютным фондом». «Если мы будем выполнять наши обязательства, и программа будет выполняться, это не будет влиять. Никто не даст возможности ветировать нашу программу по такой причине», — пояснила она. По ее словам, Фонд будет даже готов в случае необходимости «изменить свою политику» в подобных ситуациях.
Как вам такие уверенные прогнозы S&P и госпожи Яресько? То есть, почти открытым текстом предполагается, что Фонд готов и к такому нарушающему все правила международного финансового рынка развитию событий ради продолжения антироссийской «Операции Украина». Собственно, подобного можно было ожидать. Ведь хотя МВФ является структурой ООН, его действия, по сути, направляют США и их союзники. Дело в том, что решения в Совете управляющих Фонда принимаются простым большинством (но не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — специальным большинством (соответственно, 70 или 85 процентов голосов). Таким образом, США и ЕС, имея значительную суммарную долю голосов, располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность, исходя из своих интересов.
Россия, естественно, не против того, чтобы Украина получила деньги от Фонда на залатывание зияющих дыр в бюджете и на спасение загибающейся в агонии экономики в целом. Но свое отдавать просто так она тоже не намерена. Впрочем, есть выход — совместить такие два направления. На экономическом форуме в Москве в середине октября президент РФ Владимир Путин призвал Международный валютный фонд предоставить Украине дополнительно три миллиарда долларов для того, чтобы она заплатила долг России. Тем более что, как напомнил российский лидер, Россия как член МВФ также вносит свой вклад в оказание помощи Украине, сообщило Радио Свобода. А путь изменения Фондом правил «для одной страны разрушает систему» кредитно-финансовых взаимоотношений в мире, подчеркнул тогда глава российского государства.
Прислушаются ли в МВФ к разумной инициативе Москвы? Скорее всего, нет. Дело в том, что для Фонда важнее всего выполнение странами обязательств прежде всего перед ним самим, а не другими государствами. Как признал первый заместитель директора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон, «у нас существует политика кредитования задолженности, которая позволяет нам продолжать кредитование государства-члена, даже если оно имеет задолженность перед частными кредиторами, обеспечивая выполнение других своих обязательств перед МВФ».
Для справки: в декабре 2013 года президенты Владимир Путин и Виктор Янукович договорились о предоставлении Украине кредита на 15 млрд долларов через размещение украинских ценных бумаг. В рамках программы облигации на 3 млрд были размещены на Ирландской фондовой бирже и выкуплены Россией за счет средств Фонда национального благосостояния. Теперь Россия ожидает полного погашения трехмиллиардного кредита в декабре 2015 года. Украина же договорилась о реструктуризации долгов перед рядом частных кредиторов — списываются 3,6 млрд долларов из 18, оставшуюся сумму кредиторы согласились растянуть до 2019 года. Россия отказалась принимать участие в подобной процедуре, так как, напомним, речь идет не о коммерческом, а суверенном долге. Тем не менее, Киев установил Москве крайний срок для принятия приглашения — до 29 октября.
Скорее всего, именно в этот день и станет окончательно ясно, что Украина, заручившись поддержкой прежде всего США, не будет платить по долгам России.