Иностранцев в ближайшие годы в КХЛ по объективным причинам заметно меньше не станет. Однако радует тот факт, что топ-клубы в большинстве своем делают ставку на доморощенные кадры.
Канадец Майк Кинэн стал первым в шестилетней истории КХЛ иностранным специалистом, приведшим российский клуб к Кубку Гагарина. Однако этот факт не перевешивает примеры из прошлого. За исключением чешского тренера Владимира Вуйтека, приложившего руку и голову к двум титулам ярославского «Локомотива» в начале 21-го века, остальные иноземцы с завидным постоянством до золотых медалей и кубков не дотягивались.
Локальные успехи, бесспорно, присутствовали. Где-то с помощью заезжих гостей команды поднимались на новый уровень. Порой вспыхивали сенсации в первом раунде плей-офф. Пару раз завзятые аутсайдеры пробивались в кубковую восьмерку, имея смешной бюджет. В этой связи в «Сокольниках» до сих пор испытывают теплые чувства к чеху Милошу Ржиге, поклонники «Авангарда» с распростертыми объятьями в третий раз принимают финна Раймо Сумманена, в Ярославле и Магнитогорске с почтением относятся к седовласому канадцу Дэйву Кингу.
Список провалов более внушителен и красноречив.
Один только СКА — самый состоятельный клуб КХЛ — терпел неудачи с пятью разными специалистами из дальнего зарубежья. Вереница иностранных тренеров самого разного калибра прошла и через ярославский «Локомотив». Никто из них достижений Вуйтека повторить так и не сумел. Эпопея заурядного американца Джона Торчетти в ЦСКА, назначенного с помпой, и громко провалившегося — самый яркий пример из той же серии.
Генеральный менеджер новосибирской «Сибири» Кирилл Фастовский недавно сказал, что рассматривает варианты только с русскоязычными специалистами. От своих слов он не отказался, договорившись с белорусом Андреем Скабелкой. Искать в заявлении Фастовского подтекст, имеющий национальную подоплеку, имеет смысл только применительно непосредственно к тренерской работе. Во-первых, по-настоящему классного специалиста из-за границы заманить в клуб средней руки почти невозможно. Во-вторых, иностранцу как минимум нужно время для адаптации — как непосредственно в плане трудовой деятельности, так и в бытовых вещах. Как тут не вспомнить веселую историю о том, как один тренер, на тот момент средне владевший русский языком, бегал к сотруднику клуба, чтобы тот объяснил, как лучше и быстрее внушать установку игрокам с использованием экспрессивной лексики на великом и могучем. В-третьих, он ничем не лучше своих, которые есть под рукой. Ведь специалисты типа Кинэна — штучный товар, даже если в последние годы о его достижениях ничего не было слышно.
Мода на легионеров не нова, и она касается не только хоккея.
Однако объяснить, почему по непонятной традиции им дают все, что те попросят, создавая райские условия для труда, сложно. Большинству русских тренеров о таком остается только мечтать, поэтому в приватных разговорах они мечут громы и молнии. Их легко понять — о равной конкуренции говорить не приходится. Тогда как в Национальной хоккейной лиге, считающейся примером для подражания чуть ли не во всем, кастовость тренерского цеха само собой разумеющееся дело. Только дважды в него сумели вторгнуться европейские специалисты — финна Алпо Сухонена в «Чикаго» и чеха Ивана Глинку в «Питтсбурге» при первых же неудачах съели с потрохами. И еще один факт. Кроме чешских и словацких специалистов, знакомых с русским еще со школы, никто из «гастролеров» даже и не подумал выучить язык. Только финн Кари Хейккиля заслуживает уважения, что на четвертый год работы стал обходиться без переводчика. Разве можно представить такое где-нибудь в НХЛ?
Иностранцев в ближайшие годы в КХЛ по объективным причинам заметно меньше не станет.
Однако радует тот факт, что топ-клубы в большинстве своем делают ставку на доморощенные кадры. От того, насколько здорово смогут проявить себя в следующем сезоне Вячеслав Быков в СКА и Дмитрий Квартальнов в ЦСКА, может зависеть многое. Безусловно, для роста квалификации отечественных тренеров необходимы не только доверие, но создание научно-методического центра, системный подход к работе и многое другое. Это вполне по силам тем, кто стоит во главе нашего хоккея. Но уважение к своим специалистам должны выработать руководители российских клубов.
На днях Кинэн обмолвился, что не представляет, чтобы сборную такой великой хоккейной державы, как Россия, тренировал кто-то за исключением русского специалиста. К словам канадца, выигрывавшего Кубок Канады, Кубок Стэнли и Кубок Гагарина, имеет смысл как минимум прислушаться и кое-что поменять. Иначе ситуация последних лет, когда главный тренер национальной сборной выбирается из одного-двух кандидатов, может показаться еще «цветочками».