4 декабря, среда

Россия – Украина: стратегия газовой цены

16 июня 2014 / 17:02
экономический аналитик

Запад и Украина явно ждут, что Россия дрогнет и смягчит свою позицию на переговорах. Упрямство Украины ничем другим не объяснить.

На переговорах о цене на газ Украина отвергла поддержанное Еврокомиссией предложение ОАО «Газпром» о цене на уровне 384,86 долларов США за 1 тыс. кубометров (с учётом скидки $100 на экспортную пошлину). Киев в лице компании «Нафтогаз» настаивает на цене в $268,5 за 1 тыс. кубометров. Как промежуточный вариант, Киев согласен платить $326 до согласования окончательной контрактной цены. Пока же Киев продолжает грозить России Стокгольмским арбитражем, переходом на реверсные закупки из Европы и настаивает на дальнейшем снижении цены на газ.

Возникает вопрос: насколько обоснованными являются позиции сторон в переговорах и что случилось с действовавшим контрактом? Взаимные обвинения сыплются нескончаемым потоком. Даже Европейский Союз уже явно подустал от накала страстей и перестал комментировать разногласия между сторонами.

Цена на газ для Украины в $268,5 за 1 тыс. куб. м., действовавшая в I квартале 2014 года, сформировалась в результате суммарного действия двух скидок — за базирование в Крыму Черноморского флота РФ, которая была автоматически отменена после перехода Крыма под юрисдикцию России, а также скидки, предоставленной Украине в рамках пакета антикризисной помощи со стороны РФ в ноябре 2013 года. Действие второй скидки отменено с апреля 2014 года в связи с неуплатой Украины задолженности за газ. После прихода к власти нового правительства Украины Россия стала требовать, чтобы с апреля 2014 года стороны перешли на оплату газа по цене $485, от чего Украина наотрез отказалась.

Еврокомиссия предлагает определить цену будущих поставок газа для Украины внутри коридора в $350−390 за 1 тыс. куб. м и установить четкий график погашения оставшейся задолженности.

По оценкам Брюсселя, эта цена «примерно соответствует уровню цен на газ для европейских компаний».

ОАО «Газпром» обычно заключает многолетние контракты (до 25 лет) на экспорт газа в страны Центральной и Западной Европы, которым предшествуют межправительственные соглашения. Однако необходимо помнить, что ОАО «Газпром» официально никогда не раскрывает цены, по которым поставляет свою продукцию в конкретные европейские страны. Еврокомиссия пыталась добиться от стран Евросоюза раскрытия всех условий договоров с «Газпромом», но пока ничего не добилась. Данные о стоимости газа для иностранных потребителей становятся известны лишь эпизодически, в качестве исключения.

По имеющимся данным, средняя цена «Газпрома» для европейских стран по итогам первого полугодия 2014 года составила $413,1. Для пяти стран цена превышала $500. Дороже других газ продаётся Македонии ($564,3), Польше ($525,5), Боснии ($515,2), Чехии ($503,1) и Болгарии ($501,0). Самый дешевый газ «Газпром» поставляет в Великобританию ($313,4 В январе-июне 2012 года). Германия покупает газ в пределах 380 долларов США.

Такое расхождение в ценах объясняется рыночным подходом ОАО «Газпром» к ценообразованию на поставляемый им газ. Методика ценообразования на газ имеет свои особенности и никак не ориентируется на ранее установленные цены для других стран. В её основе лежат многочисленные факторы, среди которых можно выделить транспортные издержки, наличие конкурентных источников поставки газа, динамику нефтяных цен.

Исходя из этого, Украина не имеет оснований ссылаться на данных переговорах на ранее установленные цены для других стран, а также метод их формирования. Так, в официальном заявлении «Нафтогаза» отмечается, что Россия предлагает установить скидку и формировать цену на газ для Украины путем регулирования экспортной пошлины, что, якобы, «противоречит достигнутым ранее договоренностям». Министр топлива и энергетики Украины Продан настаивает, чтобы контракт на поставку газа был двусторонним, то есть был заключён только между ОАО «Газпром» и «Нафтогазом». По его мнению, пункт о регулировании экспортной пошлины постановлением правительства России означает, что правительство РФ станет уже третьим участником контракта. Причем, правительство РФ не будет связано никакими условиями контракта и потому в любой момент может отменить предусмотренную скидку. А последующее за этим повышение цены на газ может вызвать кризисные явления в экономике Украины.

Поэтому Украина заявляет, что она хочет иметь в контракте с «Газпромом» «справедливую рыночную цену», не сформированную политическим способом. «Мы хотим договориться с российской стороной о механизме формирования цены, чтобы цена не зависела от решения государственных чиновников. Чтобы был четкий механизм без влияния правительства», — сказал Продан.

Президент Владимир Путин внимательно следит за ходом переговоров, что гарантирует, что они не зайдут в тупик.

Ведь уступки, на которые уже пошла Россия, должны предотвратить самую главную опасность — сокращение и даже временное прекращение поставок российского газа в Европу.

Уверен, что данная жёсткая позиция Украины является проявлением продолжающегося давления Европейского Союза на Россию в лице ОАО «Газпром» с целью минимизировать влияние России на энергетический сектор европейской экономики.

Ведущий английский журнал «The Economist» в январе 2014 года напомнил, что, когда в начале 2009 года правительство Ющенко-Тимошенко конфликтовало с Россией по вопросам неоплаченного газа, это привело к тому, что при этом пострадали интересы и Запада. После этого Европа пытается уменьшить влияние российских компаний на рынок газа. И всегда при этом полем битвы были методы ценообразования на газ. Однако «Газпром» сумел заключить в своё время долгосрочные контракты с европейскими странами, которые позволяют ему продавать газ по достаточно высоким ценам, привязанным к ценам на нефть. Однако, пишет «The Economist», всё больше растёт доля европейского газа, который торгуется на спотовых рынках по более низким ценам, чем цены «Газпрома». Это привело к тому, что европейские компании, продающие российский газ и связанные долгосрочным контрактами с «Газпромом», стали нести серьёзные убытки из-за своей неспособности конкурировать с теми компаниями, которые продают газ, купленный ими на спотовом рынке.

Именно дискриминационной политикой в отношении России объясняется начатое в сентябре 2012 года Европейской комиссией антитрастовое расследование в отношении «Газпрома» по обвинению в препятствовании развитию свободного рынка газа. В мае 2014 года антимонопольное ведомство Литвы уже оштрафовало «Газпром» на 36 млн евро. В мае 2014 года «Газпром» снизил с 500 до 370 долларов США цену на газ, поставляемый литовской компании «Lietuvos dujos». На рассмотрении Стокгольмского арбитража находится иск правительства Литвы против ОАО «Газпром» на сумму около 1 млрд долларов евро.

По имеющейся информации, в 2012−13 г. г. «Газпром» вынужден был согласиться на серию значительных корректировок по действующим контрактам, с мотивировкой «исходя из рыночных условий». Были скорректированы цены в контрактах с «GDF Suez» (Франция), «Wingas» (Германия), SPP (Словакия), «Sinergie Italiane» (Италия) и «Econgas» (Австрия). Цена была снижена примерно на 10%. Также скидок добились итальянская «Eni» и немецкий «E.On», австрийская «Centrex» и голландская «GasTerra».

Поэтому предлагаемый рост цены на газ для Украины скорее противоречит общей тенденции снижения цен на газ, что и вызывает стремление Украины добиться как можно более выгодных для себя условий.

Эта стратегия вытеснения «Газпрома» и России с газового рынка Европы и снижения цен на поставляемый им газ оказывает самое прямое влияние на позицию Украины и «Нафтогаза» в сегодняшних переговорах.

Составной частью такой стратегии является явно инспирированное Западом недавнее решение о приостановке строительства «Южного потока» правительствами Болгарии и Сербии.

Запад и Украина явно ждут, что Россия дрогнет и смягчит свою позицию на переговорах. Упрямство Украины ничем другим не объяснить, только стремлением Запада политизировать спор по газу и связать его с событиями на востоке Украине, а затем использовать сумму претензий для обоснования новых санкций против России.

Кроме всего прочего, Украина охотно примеряет на себя роль военного форпоста НАТО против России. И для этого доказывает свою глубокую враждебность к России и готовность идти на любой с ней конфликт. Похоже, что для украинских властей политические мотивы возымели верх над деловыми. Задача — разжечь антироссийскую истерию, возможно, инициировать новые санкции Запада против России. Опять, как это было при Ющенко-Тимошенко, украинские правители надеются на безоговорочную поддержку со стороны Запада. Задача Украины — вызвать новый конфликт и вновь предстать перед Западом как жертва. Теперь — уже газового конфликта.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также