Революции обычно развиваются по своим собственным законам. А законы эти таковы, что единству революционеров наступает конец ровно в тот момент, когда начинается дележ.
Революции обычно развиваются по своим собственным законам. А законы эти таковы, что единству революционеров наступает конец ровно в тот момент, когда начинается дележ захваченной власти и в особенности имущества побежденных. И тут уж не революция, а эволюция по Дарвину: выживает сильнейший. Это правило сейчас действует и на Украине — естественно, с известной поправкой на криминально-олигархический характер тамошней революции. Она, эта революция, вообще больше похожа на рейдерский захват, а кто же на Украине главный по таким формам борьбы? Разумеется, «владелец заводов, газет, пароходов», олигарх-губернатор Игорь Коломойский.
Отнять, поделить и снова отнять
На днях Коломойский отметился весьма красноречивым заявлением: он предложил конфисковать имущество «сторонников сепаратизма». «Государство сегодня просто обязано провести конфискацию имущества, заводов, акций сторонников сепаратизма. Всех тех, кто финансировал и продолжает финансировать террор в стране», — эти слова своего начальника привел на страничке в социальной сети Facebook заместитель губернатора Днепропетровщины Борис Филатов.
По его словам, ИВК (так именует Филатов олигарх-губернатора Днепропетровской области) заявил также: «Мало того, что они уперли на бесконкурсной основе, фактически бесплатно, десятки заводов, энергокомпаний, Укртелеком, но сегодня за счет этих предприятий Янукович и его приспешники фактически спонсируют убийство наших граждан».
Насчет «упереть» и присвоить чужое имущество Коломойский и сам не промах — чего стоит одна история с рейдерским захватом Кременчугского НПЗ, а таких историй в досье Коломойского множество.
И в спонсировании убийств олигарх-губернатору опыта не занимать — в былые времена он лихо устранял со своего пути конкурентов, а ныне созданные им частные батальоны принимают самое активное участие в боевых действиях против ополченцев и мирных граждан на Донбассе.
Впрочем, откровенно уголовное прошлое и настоящее ничуть не мешает Коломойскому рядиться в одежды защитника «униженных и оскорбленных»: отобранное у «сторонников сепаратизма» имущество он предлагает передать в «специальное ОАО, в котором акционерами будут участники АТО (антитеррористической операции), ветераны, родственники погибших». Руководитель аппарата губернатора Днепропетровщины уже заявил о готовности «придумать схему реализации этой идеи». Зная бизнес-методы Коломойского и его окружения, нетрудно предположить, что схема эта может оказаться сродни недоброй памяти ваучерной приватизации — тогда подконтрольный Коломойскому «ПриватБанк» по дешевке скупил больше миллиона ваучеров, которые затем были обменены на акции ряда металлургических предприятий.
Борьба за лакомый кусок…
Очевидно, идея отъема имущества «сторонников сепаратизма» преследует три основные цели. Первая — укрепить позиции на юго-востоке Украины, где сосредоточены основные бизнес-интересы Коломойского. Он уже предлагал отдать Днепропетровщине «во временное пользование» три района соседней Донецкой области, а теперь, судя по всему, разинул рот на весь Донбасс. С учетом того, что Одесскую область с ее морским портом возглавляет сейчас губернатор, подконтрольный именно Коломойскому, а не Киеву, олигарх-губернатор Днепропетровщины может сделать своей вотчиной весь юго-восток Украины.
Вторая цель — устранить некогда могущественного конкурента в лице олигарха Рината Ахметова.
Правда, Ахметов, которого называли «хозяином Донбасса», публично открестился от поддержки «сепаратизма», но мало ли что он заявляет?
Прежде-то он был тесно связан с Виктором Януковичем — это факт общеизвестный. А то, что сейчас у Ахметова нет поддержки ни на Донбассе, ни в Киеве, лишь упрощает задачу отъема и присвоения его имущества под видом борьбы с «поддержкой сепаратизма». Когда на кону миллиарды, все средства хороши.
Наконец, третья цель — создание прочного плацдарма для установления контроля над всей страной.
…и контроль над Украиной
Не вызывает сомнений, что именно установление — в той или иной форме — контроля над всей территорией Украины является конечной целью Коломойского. И для ее достижения он использует привычные методы рейдерского захвата. Например, когда президент Петр Порошенко под давлением Евросоюза объявил временное перемирие, бойцы частной армии Коломойского покинули Донбасс и спешно выдвинулись в Киев, где потребовали немедленного возобновления «антитеррористической операции». А для верности пригрозили Порошенко «новым Майданом». И чем этот силовой сценарий отличается от практики захвата отдельно взятого предприятия с помощью хорошо обученных бойцов частных охранных предприятий?
Параллельно подконтрольные Коломойскому СМИ ведут обработку общественного мнения — тоже вполне в духе рейдерских захватов.
И вот уже появляется мнение «экономического эксперта Института европейских, российских и евразийских исследований Университета Джорджа Вашингтона Эдварда Галлахера», который пишет, что в «борьбе с террористами на востоке Украины наиболее эффективно проявили себя частные военные подразделения, подчиненные господину Коломойскому». По мнению эксперта, после «освобождения» Донбасса эти подразделения смогут «эффективно противодействовать попыткам снова раскачать ситуацию».
Эксперт из США не скрывает, что наличие такой частной армии очень пригодится американским компаниям, которые намерены добывать на юго-востоке Украины сланцевый газ: военизированные подразделения, которые «знают местную специфику и способны действовать оперативно, а когда необходимо, и жестко», чтобы пресекать «возможные беспорядки» среди местного населения.
«На сегодня такими возможностями в Украине обладает только Коломойский. Кроме того, у него есть серьезные рычаги влияния и на высшем законодательном уровне… Было бы логичным, чтобы человек, обладающий такими финансовыми и политическими ресурсами, который имеет связи в США, Израиле и Европе, получил более значительные полномочия, чем просто кресло губернатора одного из регионов… Коломойский может быть наиболее полезным в качестве руководителя Украины», — пишет американский эксперт.
Следом появляется мнение немецкого политолога Гюнтера Шольца, который также превозносит заслуги частных батальонов Коломойского в борьбе против «сепаратистов» и замечает: «Было бы лучше, чтобы Коломойский, который доказал свою эффективность и способность управлять ситуацией на проблемных территориях, получил более широкие, чем у него есть сейчас, полномочия». По мнению этого эксперта, «в идеале это могло бы представлять собой ротацию на высшем уровне, не исключая и досрочных президентских выборов». Можно также «говорить о предоставлении Коломойскому особых полномочий, вплоть до единоличного командования всеми вооруженными формированиями».
Понятно, что у читателя эти высказывания «авторитетных» зарубежных экспертов должны создать стойкое убеждение: вот он, настоящий спаситель отечества.
Вот только этим спасителем движет, похоже, не только жажда наживы и власти, но и страх перед неизбежностью расплаты. «Ты вообще понимаешь, КАКИЕ вопросы начнут задавать парни власти, когда вернутся с фронта?» — сказал Коломойский своему заместителю на том же совещании, на котором выдвинул идею конфисковать имущество «сторонников сепаратизма». Что ж, олигарх-губернатор не зря опасается: после революционного угара всегда наступает прозрение. Это еще один закон революции, пусть даже криминально-олигархической.