Как всем известно, мультикультурализм — это госполитика, направленная на поддержку меньшинств. Можно долго спорить о том, является ли современная Россия мультикультурной страной или нет, однако достаточно посетить книжную ярмарку на Красной площади, чтобы понять, что книжный мультикультурализм у нас есть — 100%.
Во-первых, выставка была абсолютно бесплатной, как для книжных издательств, так и для посетителей. Единственное — нужно только доехать до Москвы — и все. Как минимум региональные издательства этот ход оценили.
Во-вторых, каждый либерал знает, что самое главное в жизни — это институты. Какой одновременно формальный и неформальный институт правил книжной ярмаркой? Ответ: разнообразие. Формально разнообразие подчеркивали стендики с названиями издательств, места, определяющие границы своего и другого, иного. Неформально разнообразие коренилось во всем. Тут вам и военно-историческая, и маргинальная, и художественная, и православная литература, и «Алетейя» в соседстве с «Тремя квадратами», и коммунисты в границах с «Логосом», и джем-сейшен на пианино со стихами, и Донцова с Веллером на одной площадке, «Изборский клуб» и много-много «Эксмо». Никто никого не бил и не тиранил, несмотря то на жару, то на дождь. Все оставались в гармонии, мире и любви. Дружба книжных народов рулит.
Можно возразить: так такое можно видеть на любой книжной ярмарке! Верно, но никогда такое не было столь близко к телу политического. И эти слова не о Ленине, а о символической значимости пространства Красной площади.
Из запомнившегося. Книга модного автора за 400 рублей от издательства «Корпус» — книга, которую год назад я приобрел за 100 рублей на развале.
Порадовали диски с песнями Жириновского от партии ЛДПР и две книги («Противодействие цветным технологиям» и «Техники эффективной коммуникации) от «Единой России».
Запомнился Норбеков, продвигающий консервативные ценности. Он говорил о семье в стиле Яна Майоровича Арлазорова. Например, одному товарищу он сказал нечто подобное: «Вот у вас на лбу яркий транспарант — я никогда не женюсь!» Мужик поник.
Еще была девушка из «Коммерсанта», то ли из радио, то ли из газеты. Я отказался давать ей интервью, из-за чего был испепелен гневным взглядом на этом празднике толерантности. Наверное, от такого взгляда можно превратиться в Александра Андреевича Проханова, и увидеть.
Увидеть, как расходятся кремлевские стены, и к народу на встречу выходит Владимир Путин. Президент России проходит мимо китов и червячков-издательств — туда, где залежи детской литературы, где летающие кошки в союзе с Мурзилкой готовы дать отпор санкциям самыми современными средствами. Мгновение — и Путин уже у крымского стенда, еще мгновение — он жмет руки стариков, матерей и ребятишек; жмет руки великой империи; руки своих…
Однако ничего такого от взгляда «коммерсантки» со мной не случилось, да и Путина в третий раз я не увидел. Как сказал бы другой «коммерсант», я видел Путина, но это было давно. Вообще, лучше употребить другие слова: «Книга — лучшая терапия для людей», — это слова участника ярмарки Денис Мацуева.
Информация для истории: ярмарка проходила с 24 по 28 июня 2015 года. Называлась «Книги России».