19 июня, среда

Про касту, реформы и коньяк

10 июня 2014 / 15:18
кандидат исторических наук, публицист

Если мы говорим о роли педагога в России, то вопрос денег сейчас действительно стоит на втором месте. Самое главное – это уважение к профессии.

Вчера страна отмечала День Учителя. Нет, учителя не занимались мордобоем и не купались в фонтанах. Все было намного тише и спокойнее. Например, полтора десятка школьных педагогов со всей страны встретились в Ново-Огарево с Владимиром Путиным. Это учителя, прошедшие отборочные туры конкурса «Учитель года». Помимо того, что президент читал им на немецком Шиллера, сами учителя тоже рассказали Путину о том, как у нас в системе образования всё правильно. Например, про замечательный ЕГЭ, который позволяет «объективнее оценивать знания выпускника». Хотя об этом позже.

Вот что интересно. Встреча учителей с Путиным — это, конечно, хорошо и правильно. Но почему все же на встрече не присутствовал профильный министр Ливанов? Посудите сами: есть учителя, которые участвуют в педагогическом конкурсе, конкурс этот курирует Минобраз. И где «главный по тарелочкам», в смысле, министр образования? А министр образования, видимо, слишком занят реформами. Или просто не считает нужным встречаться с педагогами? Впрочем, после его заявлений о том, что оценка грамотности в рамках ЕГЭ по русскому мешает раскрыться творческому потенциалу ученика, а вузовским преподавателям нужно убрать надбавки за звания и степени, с Ливановым общаться не хочется не только многим школьным учителям, но и педагогам из высшей школы.

В общем, опасения министра образования понятны: как бы чего нехорошего на встрече не вышло.

Хотя, конечно, господин Ливанов своим демонстративным неучастием в мероприятии связном с конкурсом «Учитель года» в очередной раз продемонстрировал весьма своеобразные чувство такта и уважение к учителям.

Что же касается самих педагогов, то известно, что вопросы зарплаты они с президентом не обсуждали. Ну, видимо, сейчас школьным учителям платят достойно. Как минимум, эта проблема их не заинтересовала. И, как говорилось выше, ЕГЭ учителя одобрили. Не знаю, какие критерии отбора победителей конкурса «Учитель года», но, по всему судя, одобрение ЕГЭ в эти критерии входит. Я вот лично считаю, что в здравом уме и твердой памяти говорить о том, что Единый Экзамен позволяет повысить объективность оценки, и что это очень полезная инициатива — решительно невозможно. Хотя понятно, что после сдачи ЕГЭ школьниками в выпускном классе педагоги со своими учениками решительно прощаются, отправляя их во взрослую студенческую жизнь. И вот тут их встречаем мы, преподаватели вузовские. С их высокими результатами ЕГЭ по русскому языку. И с такой степенью безграмотности в текстах, что приходится в первое время заниматься повторением школьного курса русского языка и заново учить всему, что должны были узнать эти экс-школьники класса так с пятого и по одиннадцатый.

Реальность такова, что уже который год в работах многих студентов можно обнаружить незнание падежей, неумение согласовывать слова в предложении, про спряжения и склонения мы просто тактично умолчим. Слитное и раздельное написание частиц также хромает. Ну и много чего еще интересного.

Это сейчас первое, что вспомнилось из проверенных домашних заданий второго курса, которые я проверял на прошлой неделе. Вот такая объективность ЕГЭ.

Тем не менее, когда Путин сказал об исключительной важности профессии учителя, он оказался прав. Президент упомянул еще врачей и военных, что тоже понятно. Но учитель, или преподаватель высшей школы — это такая работа, которая позволяет, в том числе, делать так, чтобы и врачи появлялись в стране, и в некоторых случаях даже военные. Если мне память не изменяет, то без высшего образования офицером не станешь.

То, что «День Учителя» в этом году прошел как-то особенно значимо и громко — тоже правильное решение. Потому что если мы говорим о роли педагога в России, то вопрос денег сейчас действительно стоит на втором месте. Самое главное — это уважение к профессии. Что в царской России, что в СССР — учителя были особой кастой людей, к ним всегда было особое отношение. И сейчас это отношение общества и государства необходимо вернуть. Ну и самое главное — это самоуважение. Уважение учителя к самому себе. Потому что можно сколько угодно устраивать проверки, принимать суровых законов по борьбе, например, с коррупцией в школе и в вузе, но пока педагог не начнет уважать свою профессию, он не перестанет принимать мзду. А деньгами или коньяком с конфетами — так ли уж важно?

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также