Ученые социологи из Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) социологи Даниил Александров и Валерия Иванюшина подготовили доклад «Стратегии родителей при выборе начальной школы в условиях различных локальных контекстов». Согласно выводам исследователей выбор школы зависит от образования, достатка и положения в обществе родителя.
Известно, что представители среднего класса тщательно и придирчиво выбирают школы для своих детей. Такой подход связан со «стратегией будущего повышения статуса» для ребенка. Это мышление на перспективу. Менее образованные и обеспеченные семьи реже заняты поиском школы. Обычно выбор падает на ближайшую, что может блокировать социальный лифт для ребенка. Отчасти это связано с недостаточной информированностью таких семей.
Средний класс, наоборот, уверенно ориентируется в образовательных возможностях, изучает и сравнивает информацию о разных школах. Причем важный пункт — «правильное» социальное окружение в школе (благополучная среда). Ради хорошего образования и лучшего будущего для детей родители готовы тратить и деньги, и время (например, если школа находится неблизко).
Вместе с тем, выбор школы может начинаться уже с выбора места жительства. «Средний класс мыслит стратегически до такой степени, что в больших городах… изначально выбирает жилье в более благополучном районе, среди представителей своего статуса», — подчеркнули эксперты.
Главный фактор обдуманного выбора учебного заведения — это уровень образования матери. Высокообразованные родители больше заинтересованы в выборе школы. 70% из их числа предпринимали какие-то действия, чтобы определиться с решением. Они чаще советовались со знакомыми, изучали информацию в интернет-форумах или на сайтах школ, посещали дни открытых дверей перед тем, как отдать ребенка в первый класс.
И все же, хотя уровень образования семей в двух районах примерно одинаков, выбор они делали по-разному: повлиял местный контекст.
Исследователи выбрали два района северной столицы с разным уровнем престижа и удобства: Василеостровский (581 родитель из 21 школы) и Невский (474 родителя из 13 школ). В Василеостровском районе жилье дороже, а социально-экономический статус семей — выше. Там физически доступны все школы. Невский район — демократичнее по ценам на жилье, но менее удобен: жилые кварталы пересечены промзонами, что ограничивает выбор школ.
На Васильевском острове по сравнению с Невским районом значимо больше родителей (60% против 40%) совершали обдуманный выбор, то есть рассматривали сразу несколько вариантов школ.
В Невском районе на решение о школе повлияло только образование родителей. На Васильевском острове, где ограничения по выбору ниже (в силу расположения), факторов, определивших решение, несколько. В их числе и установки родителей.
В Василеостровском районе определяют выбор школы: образование родителей, баллы ЕГЭ и культурный уровень будущих одноклассников. В Невском районе определяющим фактором является лишь образование родителей.
Жители Васильевского острова в среднем тратят больше времени на то, чтобы добраться до школы (разборчивые родители, как уже говорилось, готовы к таким жертвам). Кстати, они и более мобильны. Собираются со временем перевести ребенка в другую школу 10% семей и еще 22% считают это возможным. В Невском районе таких семей — лишь 19%.
Восприятие статуса школы в двух выборках разное. Эта характеристика учебных заведений важна для жителей обоих районов. Но в Невском статус школы (гимназия, лицей) ассоциируется больше с престижем школы в широком смысле. На Васильевском острове родители выбирают школы повышенного статуса с учетом результатов — более высоких баллов ЕГЭ у учеников.
Таким образом, помимо базового фактора выбора школы — уровня образования матери, значим оказывается и локальный контекст. У родителей из районов с разной конфигурацией, разным населением и предложением школ формируются разные алгоритмы выбора учебного заведения. С одной стороны, они служат «следствием дифференциации школ, а с другой — ее причиной», что создает эффект замкнутого круга.