29 июня, четверг

Как живет школа без медсестры

16 апреля 2017 / 15:37
член Общественной палаты РФ, член Центрального штаба ОНФ, председатель Российского общества "Знание"

В общеобразовательных организациях врач и медсестра должны в обязательном порядке находиться в течение всего учебного дня. Только их постоянное присутствие в школе обеспечит квалифицированную медицинскую помощь учащимся.

 Мы, как эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», настаиваем на этом после того, как мы получили и проанализировали доклад правительства РФ о выполнении президентского поручения по вопросам охраны здоровья школьников. Это поручение глава государства дал после того, как тему здоровья школьников активисты Народного фронта обсудили с ним на «Форуме Действий» ОНФ в ноябре прошлого года.

Сегодня медицинские кабинеты функционируют только в 56% общеобразовательных организаций страны. Из-за того что в школах нет постоянно присутствующего врача, ответственность за здоровье детей ложится на плечи педагогов, у которых нет ни навыков оказания первичной неотложной помощи в экстренных ситуациях, ни прав ее оказывать. Таким образом отсутствие врачей и медсестер в школах создает угрозу здоровью и жизни детей.

Вот лишь несколько примеров трагических случаев в школах: в январе этого года во время урока в одной из школ Краснодара умер семнадцатилетний учащийся из-за проблем с сердцем. В декабре прошлого года в больнице скончался пятнадцатилетний петербуржец, которого госпитализировали после урока физкультуры в школе, специализирующейся на программах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подобные происшествия, в том числе с летальным исходом, в образовательных организациях имеют большой общественный резонанс, вызывают у людей тревожный вопрос: на каком уровне в школах обеспечиваются безопасность и здоровье детей?

Вопрос контроля состояния детского здоровья, своевременной и квалифицированной медицинской помощи в школах поднимался на форуме ОНФ по вопросам медицины еще в сентябре 2015 года. Мы уже тогда настаивали на возвращении медицинских работников в штаты образовательных организаций. Необходимо признать, что действующая сегодня система, при которой медработники «приписаны» к школе и фактически появляются там только тогда, когда у них есть на это время, не отвечает задачам гарантированного обеспечения здоровья школьников. Медработник должен находиться в школе в течение всего времени, пока там находятся дети, как в ходе уроков, так и во время занятий в кружках и секциях.

Мы уверены, что школьные медицинские работники должны при этом обладать исчерпывающей информацией о состоянии здоровья учащихся, их индивидуальных физических особенностях. Действующий федеральный закон «Об образовании» подразумевает лишь добровольное комплексное психолого-медико-педагогическое обследование школьников. Поэтому медики, как правило, пользуются информацией о здоровье ребенка со слов родителей, что не гарантирует должного индивидуального медицинского подхода.

Особенно недопустима «добровольность» в вопросе профилактики заболеваемости туберкулезом. Сейчас, по закону, родители вправе отказаться от профилактического обследования ребенка в школе и проведения лечения в случае подтверждения этого социально опасного заболевания. В результате больные туберкулезом дети учатся вместе со здоровыми детьми, что создает угрозу распространения болезни.

Мы считаем, что для исполнения поручения президента необходимо составить перечень изменений в действующее законодательство. Прежде всего они должны касаться должностей врача и медицинской сестры: нужно разработать для них профессиональные стандарты и рассмотреть возможность включить период их работы в школах в льготный медицинский стаж. Также мы предлагаем дополнить перечень документов при поступлении в школу справкой о здоровье ребенка с указанием в ней имеющихся хронических заболеваний и справкой обо всех необходимых прививках. Медицинские кабинеты в школах должны быть оснащены современным медицинским оборудованием, необходимыми медикаментами и материалами. При этом отдельное внимание мы требуем уделить оснащению кабинетов и подбору медперсонала для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нам предстоит провести большую законодательную работу по обеспечению качественной медицинской помощью детей в школах, поддержанию их здоровья для безопасного и комфортного пребывания в образовательном учреждении. Это касается и наболевших в ряде регионов вопросов школьного питания. Когда речь идет о формировании и поддержании здоровья детей, нельзя ни медлить, ни ошибаться.

Источник


тэги
читайте также