21 ноября, четверг

Глеб Кузнецов: Если хочешь, чтобы учителя уважали — покажи, что его работа нужна и вознаграждается

30 сентября 2016 / 10:49

Политолог Глеб Кузнецов рассуждает о «профанаторах» в сфере образования: «Среди вымышленных цитат Бисмарка, которыми по хорошей традиции любят у нас обосновывать любую ерунду, особняком стоит фраза про то, что „Войну выиграл (вариант для интеллектуалов — битву при Садовой) школьный учитель“».

«Судьба фразы интересна — ее написал один профессор географ из Саксонии в газетном панегирике всему прусскому, в том числе и системе народного образования по поводу войны с Австрией. Профессора можно было понять — в едином немецком государстве комфортно было не всем осколкам допрусского мира. Кафедру свою этот дяденька по фамилии Пешель вроде как получил, молодец. На русский эту фразу переперли изрядно романтизировав после франко-прусской войны (поэтому в российском базовом варианте она начинается с „Францию победил…“) в целях поддержать разночинское самомнение я полагаю», — пересказывает он.

«Для меня эта фраза стала одним из двух абсолютно четких маркеров профанации любой дискуссии о системе образования. Как слышишь или читаешь: „Еще Бисмарк считал, что именно школьный учитель…“, жди беды. Второй ярчайший знак, хуже Бисмарка — это дискуссия про „сферу обслуживания“ vs „героическое служение“\„отрасль производства нового человека“ и прочая мутотень.
Откуда такая постановка вопроса берется примерно понятно: „гражданская служба“ и „сфера обслуживания“ основаны на одном и том же слове „service“. Собственно civil service — это сфера предоставления услуг, где работодателем является государство. И от всех прочих services отличается не нечеловеческим героизмом занятых, а статусом работодателя. Услуга и служение — это кстати одно тоже не только в английском и всех латинских языках, но и в русском, судя по корню. Но как же удобно подменять реальные разговоры про здравоохранение и образование рассуждениями про то, „сфера“ ли это „услуг“ или что-то другое», — уверен эксперт.

«В общем, делюсь рецептом „как распознать профанатора в сфере образования“: это человек, который ОБЯЗАТЕЛЬНО „процитирует“ Бисмарка и скажет, что „образование — это не сфера услуг“.
Учительство, преподавание — это работа. Ответственная. С людьми. Но работа. И если хочешь, чтобы учителя уважали — покажи, что она нужна и вознаграждается. С тех пор как финикийские купцы придумали деньги других способов показать значимость того или иного дела не появилось. Если государству нужен military service („предоставление военных услуг“)- офицеры получают хорошо, а в суворовские училища можно попасть только по блату. Когда государству понадобятся вдруг (хотя с чего бы это?) услуги в сфере здравоохранения и образования — абсолютно все узнают про это дело по платежной ведомости и начнут разными коррупционными способами устраиваться в ФАПы на Транссибе и сельские школы в Нечерноземье», — считает Кузнецов.

«Пока же няня в московской семье среднего класса получает втрое больше учителя где-нибудь в Брянске, не имеет никакого значения, вернут ли в школу астрономию, как фамилия министра образования и можно ли говорить об „услугах“ применительно к нему», — резюмирует политолог.

Источник


тэги
читайте также