На этот раз президент выступил с целым пакетом предложений, которые являются точными и, можно сказать, точечными ответами на современные вызовы.
Не припоминаю за последние годы более конкретного Послания президента. По большому счету, этот документ не требует особой конкретности, потому что, согласно Конституции, определяет лишь основные направления внутренней и внешней политики государства. Однако на этот раз президент выступил с целым пакетом предложений, которые являются точными и, можно сказать, точечными ответами на современные вызовы.
И, в первую очередь, это касается экономической части.
Четырехлетний налоговый мораторий, трехлетние надзорные каникулы, двухлетние налоговые каникулы для бизнеса, начатого «с нуля», оффшорная амнистия и ряд других инициатив должны сделать предпринимательский климат в России более комфортным, а будущее бизнеса — предсказуемым. Именно предсказуемости налоговой и прочей фискальной политики и требовали предприниматели от власти в последние годы.
Судя по всему, запрос услышан.
Выступление президента изобиловало прямыми рекомендациями о том, как власти надо выстраивать отношения с предпринимательским сообществом, чтобы с наименьшими потерями пережить трудные времена. Власти и бизнесу предложено действовать сообща, доверяя, но проверяя друг друга, например, через создание публичной базы проверок бизнесменов контролирующими органами.
Несмотря на большой пакет инициатив по либерализации экономики, в целом обществу предложена достаточно консервативная повестка дня. В условиях внешнего давления, по мнению Путина, необходимо опереться на традиционные ценности и использовать внутренние резервы, сделав экономический и социальный климат внутри страны комфортным в первую очередь для своих бизнесменов и граждан в целом. Президент напомнил, что власть не отказывается от социальных гарантий, а даже намерена их расширять.
В западной, особенно американской политической системе похожий симбиоз патриотизма и экономического либерализма принято называть неоконсерватизмом.
Не знаю, уместна ли в данном случае такая калька или мы являемся свидетелями рождения новой российской версии консерватизма.
Время покажет.