23 ноября, суббота

На переломе

03 марта 2018 / 13:01
Член Общественной палаты города Москвы

Послание президента России палатам Федерального собрания РФ ждали с многие интересом, но реальность значительно превзошла ожидания.

Отмечают, что послание можно условно разделить на две части, первая, назовем ее условно примерно так - «Россия вперед!», и вторая, адресованная общеизвестному геополитическому партнеру, которую некий бойкий московский газетный фельетонист в позапрошлом веке мог бы, наверное, озаглавить как «Накося выкуси!». Но сегодня так даже публицистический материал называть все-таки надо избегать из вежливости. Конечно же, вторая часть речи затмила в общественном сознании первую, все о ней и говорят. Ведь действительно, она не случайна - настал переломный момент политики.

Ситуация назревала давно: после распада СССР бывшие противники, а теперь партнеры, с нами перестали считаться, учитывать наши интересы, прислушиваться к нашему мнению. Пусть так, но это приводило к все более опасным и неприемлемым последствиям, и для России, и для многих стран мира. Истеблишмент США начал проводить грубую, высокомерную и дилетантскую внешнюю политику, изобилующую провалами, порождающую слезы, кровь и страдания часто даже в ранее вполне благополучных странах. И республиканская администрация во главе с Бушем, и демократы Клинтона-Обамы «отличились» на международном поприще, и как слоны с ослиными мозгами, и как ослы со слоновьей грацией, между ними невелика разница. Наше же терпение оказалось не бесконечным, ведь военно-стратегическое положение страны становилось все более уязвимым, отношение же к нам партнеров все более для нас нестерпимым, о чем и сказал Владимир Путин.

Неожиданно затем он рассказал собравшимся о совершенно новых, уже созданных, испытанных и готовых к принятию на вооружение образцах сверхмощного стратегического высокоточного ядерного вооружения, от чего присутствующие пришли в возбуждение. И было от чего: были показаны материалы по гигантской баллистической ракете «Сармат», способной по любой траектории поразить любую точку на планете, крылатые ракеты, практически «вечного полета», и быстроходные глубоководные подводные беспилотные аппараты, те и другие с компактными ядерными двигателями, гиперзвуковые ракеты, супер-гиперзвуковой летательный аппарат и боевой лазер на передвижной установке. О средствах же радиоэлектронной борьбы он рассказывать не стал, оставил на потом, и не только их, полагаю.

Тут же разного рода специалисты и любители разразились статьями, что все это, дескать, давно было придумано и даже доработано до прототипов, и в США, и в бывшем СССР, еще в пятидесятые - шестидесятые годы. Так, вспоминают американский крылатый гигант «Плутон» с ядерным двигателем из Ливерморской лаборатории (США), предложения Дмитрия Сахарова по строительству ядерных подлодок-торпед с водородными бомбами, наработки по баллистическим ракетам с частичным выводом на околоземную орбиту. Действительно, самые масштабные технические идеи были предложены в середине прошлого века, но технологии еще не позволяли их надежно и быстро воплотить, и тогда их отложили как бы «до лучших времен».

Пришло время, и США, оставшись единственной сверхдержавой, равной которой в мире уже не было, решила тихо и незаметно стать абсолютным мировым гегемоном, способным продиктовать свои условия любой стране и всему миру, и в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО 1972 года. Ведь для военного обеспечения гегемонии нужны три условия: мощная ядерная триада (наземного базирования ракеты разных типов, подводные и надводные ракетоносцы, самолеты с ядерными ракетами и авиабомбами), раскинутый над своей страной, военными базами и частично над союзниками непробиваемый «зонтик» ПРО, а также силы военно-полицейских операций: авианосцы, десантные корабли, вертолеты, спецназ, морская пехота, танки и прочее, чтобы учить уму-разуму разные там «несостоявшиеся страны-изгои».

Соревноваться с США и их союзниками в гонке ядерных и неядерных вооружений для России невозможно, ведь без учета паритета покупательной способности наши расходы на национальную оборону составят около 50 млрд. долларов США в 2018 г., в то время как США закладывают 700 млрд. Если же учесть наши внутренние цены, то эти 50 млрд. долларов США превратятся примерно в 100 млрд., а с учетом крайне высоких «накладных расходов» в армии и оборонном комплексе США, реально наши вложения в оборонку приблизятся к четвертой части от вложений в оборону США (один доллар в России в оборонной сфере эффективнее примерно в 3,5 - 4 раза, чем в США). Но наших сил явно недостаточно, чтобы противостоять США, тем более с их союзниками (совокупный оборонный бюджет стран НАТО на 2018 г. составит уже около 1 триллиона долларов США).

Потому-то достаточно спокойно и смотрели в Вашингтоне на наши попытки разработать новые образцы вооружений, начиная с 2004 года, когда мы всерьез этим озаботились после того как США вышли из договора по ПРО. Там считали, что даже если у русских появятся системы ПВО, военные самолеты, подводные лодки, баллистические или крылатые ракеты, иные системы вооружений, в чем-то по отдельным параметрам превосходящие образцы США, то это не так страшно, ведь русские не смогут их производить в достаточном количестве, а если все-таки попробуют, то быстро надорвутся и разрушат свою и без того не слишком сильную экономику. Куда ни кинь, все выгода США: или же русские поймут, что не могут противостоять США в количественном отношении и смирят амбиции до надлежащего минимума, или надорвутся в гонке вооружений и дестабилизируются, И тот, и другой варианты Вашингтон вполне устаивают. Конечно, лучше было бы, если бы и создать-то русские ничего не смогли, но даже если что-то и создадут (это же все-таки русские), не страшно, все равно они уже заведомо проигравшие. И США готовятся строить все новые и новые ракеты, самолеты, подводные и надводные корабли во все больше числе, а, главное, развертывать системы ПРО, противолодочные системы, количественно наращивая, делая свой «ядерный зонтик» прочнее, «толще», с тем, чтобы сначала снять угрозу взаимного гарантированного уничтожения, а потом и неприемлемого ущерба от ответного удара, и вот тогда уверенно всему миру диктовать свои условия всегда и везде, вот тогда-то наступит тот самый фукуямов «конец истории».

Но генералы у них все-таки недалекие, даже порой отсталые, ведь настоящего полноценного противника никогда и в глаза не видели, военно-промышленный комплекс алчный и влиятельный, политики высокомерные и ограниченные, вот и получилось благодаря всему этому, что перспективные новые идеи середины прошлого века остались нереализованными в США.

Многое из того, что было придумано в прошлом веке, что на уровне теорий, технических идей или немногих опытных образцов создавалось в прошлом, воплощается в массовое или серийное производство только сегодня. Революционных идей в науке и технике становится реально все меньше, но внедрение в жизнь наработок прошлого сегодня еще создает иллюзию быстрого прогресса, которая, однако, развеется весьма скоро.

Но главное, что президент нашей страны, отраслевые руководители и организаторы производств, наши ученые и конструкторы,  «успели сесть в последний вагон» прогресса и изменили ситуацию в противостоянии России и США. Мы не можем создать такой же зонтик ПРО, нам не хватит обычных средств длительной войны, мы не можем содержать большую армию, но нам этого всего не надо. И мы нашли уникальные возможности пробить ядерный щит США, да так, чтобы никак они не смогли эти потенциальные дыры, эти «окна возможностей» залатать. Иными словами, не избежать США в случае ядерной войны не только неприемлемого ущерба, но и «гарантированного взаимного уничтожения». Но никто не сомневается, что мы также погибнем в ядерной войне, и потому-то ее не должно быть, мы ничем не угрожаем США.

Таким образом, нами обесценена вся американская система ПРО, вся программа наращивания стратегических вооружений США. Не быть им сегодня властелином мира, история не собирается заканчиваться, а приходит время создания системы коллективной безопасности, системы безопасности для всех, неделимой и честной, под защитой которой мы в России, как сказал президент в своем послании, «сами будем определять своё будущее».


тэги
читайте также