Спустя полторы недели после Послания Владимира Путина Федеральному Собранию газета «Ведомости» опубликовала статью, призванную продемонстрировать, что на рейтинг президента оно никак не повлияло.
Из этого читатель, вероятно, должен сделать вывод о проблемах власти, грядущих управленческом коллапсе, кризисе легитимности и прочих ужасах.
Вдумчивый же читатель, не поленившийся купить подписку на издание (или отыскавший полный текст публикации на просторах Интернета) с удивлением обнаруживает в материале невнятные рассуждения политологов всего политического спектра, что об эффекте Послания говорить пока рано, а слова, безусловно, были сказаны верные.
Обращаясь же к статистике, «Ведомости» чуть ли не противоречат сами себе: «дважды рейтинг доверия вырастал достаточно резко: на 3,2 п. п. в 2013 г., когда президент объявил о начале борьбы с офшорами, и на 4,6 п. п. в 2015 г., когда Путин пообещал, что за сбитый турками российский самолет Анкара «помидорами не отделается». Спорить с этим бессмысленно – Турция действительно не «отделалась помидорами», а потеряла весь российский турпоток, запросив в итоге мира и вернувшись к проекту совместного газопровода в Европу, а борьба с оффшорами и олигархами всегда греет простую российскую душу.
Нынешнее ж Послание столь резких выпадов не содержало по той простой причине, что и глобальных вызовов стало меньше. Да, Россия всё ещё под санкциями, но это уже вполне устойчивое, пускай и неприятное состояние – как дождь в Петербурге. Да, есть системные проблемы в экономике, но они не решаются одномоментными громкими заявлениями или радикальными «гордиевыми» действиями.
При этом авторы явно учли выводы из оценок аудиторией выступления 2018 года – сохраняя общую преемственность, Послание теряет свою однообразность и меняется по сути. Милитаристский дискурс был сменен социальной направленностью, и хотя эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников и пишет, что «социальный крен, который стал заметен с конца 2018 г. и который стали использовать для повышения рейтингов, тоже не помогает», на деле задача этого «крена» совсем другая.
Уверенный в поддержке граждан, Путин оставляет их в покое и сообщает нам, что его собственных ресурсов достаточно, чтобы заставить государство работать. По сути, Послание претерпело модификацию от обращения к нации – к императиву для чиновников. И с одной стороны, вследствие этого, оно стало более прозрачно в плане реализации – вот, к примеру, ранее действующий «Земский доктор» - а теперь идите и сделайте «Земского учителя». Оборотная сторона – отсутствие громких заявлений и, как следствие, падение интереса к самому событию среди граждан.
Но Путин не был бы Путиным если б гонялся за сиюминутной популярностью, да и с точки зрения политической науки выборы президента не завтра и, скорее всего, уже не у него. Зато контекст предполагаемых изменений предполагает наращивание рейтинга, коли уж всё крутится вокруг него, на долгосрочной перспективе. Иными словами, Путин решил сыграть вдолгую.
А насколько эта ставка будет успешной, хорошо сказал в той же статье «Ведомостей» Валерий Фёдоров из ВЦИОМ: «главный вопрос не в правильности выбранного вектора, в нем сомнений нет, а в том, будут ли обещания реализованы. Но это уже вопросы не столько к президенту, сколько к правительству».