В общем, мероприятие – мечта эколога и урбаниста. В теории. На практике – как-то не задалось.
Помимо того, что на днях в Москве маршировали за уничтожение Новороссии, называя это «Маршем мира», в столице нашей Родины прошло еще несколько мероприятий, которые оказались не замечены в силу особенностей информационной повестки. А так же в силу того, что отмечались они номинально.
Например, 22-го сентября проходил Всемирный день без автомобилей. Это такая экологическая акция, во время которой люди добровольно пересаживаются с машин на велосипеды или на общественный транспорт. Для велосипедистов по Москве были открыты точки с бесплатными энергетическими напитками. В общем, мероприятие — мечта эколога и урбаниста. В теории. На практике — как-то не задалось. По сообщениям наблюдателей, количество пробок во время дня без автомобилей нисколько не уменьшилось. И не только в Москве.
Но если в других регионах мало кто в принципе знал, что 22-го проходит такое мероприятие, то в столице какая-то информационная подготовка прошла. Акцию рекламировали. Почему же никто не пересел с авто на велосипед? Тем более что в центре города, вроде, и велосипедные парковки уже имеются, и вообще с личным автомобилем в пределах Садового кольца нынче все сложнее и дороже.
А все потому, что Москва — это город без преувеличения огромный. И автомобиль в нем — это не роскошь, а, даже несмотря на жуткие пробки, средство передвижения.
Согласитесь, что добираться из какого-нибудь Гольяново на велосипеде до станции метро Полянка, а то и вовсе в другой конец Москвы, в Ясенево, например, — это не экология, а какое-то извращение. Даже если по пути всего маршрута следования с интервалом в пятьсот метров будут пресловутые точки с раздачей энергетических напитков.
Что же касается общественного транспорта, то даже в самый обычный день без всякого отказа от автомобилей в вечерний и утренний час-пик люди ездят в нем по методу «все резко выдохнем, чтобы еще 20 человек поместилось». К тому же основным общественным транспортом Москвы является метро. И тут есть два нюанса. Во-первых, чисто технически довольно сложно пустить там дополнительные составы. Во-вторых, как показала недавняя трагедия в столичном метро, это просто очень опасно.
В общем, Москва если и предназначена для альтернативных видов транспорта, то весьма ограниченно. Если человек живет относительно недалеко от своей работы, например. Или если у человека в принципе нет своего автомобиля. Тогда он и так пользуется общественным транспортом.
Что же касается специальных дней без автомобиля, без горячей воды или еще без чего-то там, то если можно не следовать отдельным правилам такого дня, то москвичи и не будут следовать этим правилам. Сказывается и психологический эффект: наша столица — это очень неудобный для жизни город. Он очень большой, очень многолюдный, застроенный как попало. Еще не во всех районах есть метро шаговой доступности. И это только проблемы транспорта и логистики городского пространства. Сюда же можно приплюсовать и экологию, и постоянные социальные конфликты на самой разной, в том числе и национальной, почве, вынужденные траты огромного количества денег и массу иных неприятных нюансов столичной жизни. Все это порождает в москвичах глухое, постоянно тлеющее раздражение.
Иногда оно выражается в политических акциях протеста.
Ну, не выйдет ни на какой марш мира или на протестную акцию на Болотной довольный своими бытовыми условиями горожанин.
Те же акции протеста 2011-го и 2012-го года так и называли — бунтом рассерженных горожан. Может это недовольство выражаться и тихо. Таким вот неучастием в каких-то дурацких всемирных инициативах. И это максимально мягкая реакция типичного москвича на Всемирный день без автомобиля. Потому что, услышав о таком мероприятии, многие задавали риторический вопрос: «О чем они там думают?»
Чтобы разгрузить транспортную систему Москвы, избавить столицу хотя бы частично от давки и пробок, нужно кардинально менять не только городскую дорожную сеть и застройку, что будет очень долго и очень дорого, а саму логику существования человека в Москве. Удаленная работа, например, которая освободила бы коммуникации от огромного числа тех, кого принято называть «офисным планктоном». Зачем им просиживать день в офисе при нынешнем развитии интернета? Они бумажки писать и высылать начальству и по электронной почте могут. Для этого им протирать штаны в офисе абсолютно необязательно.
И это только одна из мер. Вот тогда, наверное, и безо всяких там специальных дней без автомобиля в столице станет экологически чище. Но это все, скорее, из разряда мечтаний. Потому что Москва — это безумный, неудобный и безумно неудобный для жизни город.