21 ноября, четверг

Социальные игротехники Запада и «ледяной» флэшмоб

09 мая 2014 / 14:14
эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения

Флэшмоб «Ice Bucket Challenge» получил широчайшее распространение и стал резонансным событием.

Флэшмоб «Ice Bucket Challenge» получил широчайшее распространение и стал резонансным событием. Участники флэшмоба жертвуют в Фонд борьбы с амиотрофическим склерозом $100 или выливают на себя ведро с ледяной водой и отдают $10 и выкладывают видео обливания в социальные сети. Целью акции является привлечение внимания к данному заболеванию и сбор средств на его лечение.

«Ледяной» флэшмоб – продукт западного общества и свидетельствует, прежде всего, о состоянии, проблемах и тенденциях именно Запада.

Российская версия флэшмоба не прояснит характер и суть данного феномена.

«Ледяной» флэшмоб свидетельствует о том, что в современном западном обществе социальная и гуманитарная активность невозможна вне формата игрового шоу. Привлечь внимание к проблеме («Ice Bucket Challenge» придумал больной боковым амиотрофическим склерозомомамериканец Пит Фрейтс) нельзя без привлечения современной бизнес и шоу-бизнес элиты. К иным формам общество невосприимчиво и глухо.

При этом проведение подобных акций фактически является уводом от проблемы, которая не решается на системном уровне. Ведь все интеллектуальные, производственные и человеческие ресурсы брошены на потребление.

На глобальном уровне массовое распространение и популярность «ледяного» флэшмоба означает медленное, но последовательное проникновение игровых технологий во все сферы жизни общества. Тенденция чрезвычайно тревожная; игра внедряется в образование, бизнес, потребление, не исключено что скоро игрой будет восприниматься и война. Теперь настало время гуманитарной сферы.

На «прикладном», медийном уровне содержательная сторона «ледяного» флэшмоба, с какой целью он был инициирован, полностью сошла на нет.

На первый план вышли всевозможные знаменитости от лидеров IT-индустрии до голливудских звезд шоу-бизнеса (благодаря которым, собственно, флэшмоб и получил популярность). На каком-то этапе могло показаться, что акция была вообще задумана как пиар звезд.

Все внимание приковано к ним, судьба тяжело больных людей, ради которых и была задумана акция уже мало кого волнует. Шоу-благотворительность освобождает человека от любой моральной ответственности и сопереживания, становится веселым зрелищем, а проблема в общественном восприятии оказывается автоматически «решенной» с первым обливанием или просмотром соответствующего видео.

Интерес общества вызывает не сумма собранных средств и судьба тех, кому они предназначены, об этом даже и не говориться, а сама процедура обливания и кто еще из знаменитостей к ней присоединился. На массовом уровне «ледяной» флэшмоб и вовсе превратился в вирусную социальную игру.

Нужно ли копировать западные игротехники в России? Безусловно, говорить о социальных и гуманитарных проблемах, беспокоить общественную совесть нужно максимально громко и доступно. Но для этого необходим качественно иной интеллектуальный и нравственный уровень взаимодействия с обществом, что невозможно без повышения уровня самого общества.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также