Конец года — время подведения итогов и обсуждения планов на будущее. Подведены итоги 2015-го и в Российской армии, на флоте и в Воздушно-космических силах. Произошло это на расширенной коллегии Министерства обороны, где присутствовал Верховный главнокомандующий президент России Владимир Путин.
С итоговым докладом там выступил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу. Итоги года также были подведены на брифинге для иностранных военных атташе, аккредитованных в Москве, который провел начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Валерий Герасимов. Да и интервью информационным агентствам командующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковника Сергея Каракаева, которое тот дал во второй декаде декабря, тоже стоит назвать итоговым. Главный российский ракетчик рассказал о том, что добились возглавляемые им войска в уходящем году, какие ракеты придут на смену снимаемым с боевого дежурства в году наступающем.
Год прорыва
А 2015-й действительно стал прорывным в истории отечественных Вооруженных сил. И это, пожалуй, главный итог года, в котором мы отметили 70-летие Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. Парад, что прошел 9 мая на Красной площади столицы, продемонстрировал ветеранам, населению страны, да и всему миру, что у Российской армии — наследницы славных героических традиций победителей Великой Отечественной есть серьезный боевой потенциал, который обеспечивает ей возможность надежно защитить мирный созидательный труд своего народа. По брусчатке площади прошли самые современные виды вооружений и боевой техники, которых нет ни у кого в мире. Новый танк на платформе «Армата», новый тяжелый бронетранспортер «Курганец-25» на такой же универсальной платформе, новая боевая машина пехоты «Бумеранг» на аналогичной базе, новая самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ», боевая машина пехоты БМП-4 М, БМД «Ракушка», противотанковые комплекс «Корнет-Д», подвижный стратегический ракетный комплекс «Ярс» и еще около двухсот новейших видов высокотехнологичных бронированных машин. В небе Москвы пролетели стратегические и фронтовые бомбардировщики, многофункциональные истребители и ударные вертолеты, тоже в большинстве своем новейшие.
Кстати, почти все эти самолеты, которые мы видели на параде, сегодня выполняют боевые задачи по борьбе с террористами «Исламского государства» (деятельность т.н. «Исламского государства», запрещена на территории РФ) в Сирии. И выполняют их, как все мы знаем, весьма успешно. И это тоже результат той огромной работы по совершенствованию боевого мастерства солдат и офицеров, подразделений и частей, по укреплению боеготовности армии и флота, которая проводилась в отечественных войсках в уходящем году.
Внезапность — сестра победы
Качество боевой подготовки войск в 2015-м году пять раз проверялось внезапными проверками, которые охватывали практически все Вооруженные силы. Части и подразделения перебрасывались из мест постоянной дислокации на расстояние в тысячи километров, где на незнакомых полигонах демонстрировали, чему они научились за прошедшие месяцы. В конце лета-начале календарной осени на оперативно-стратегических учениях «Центр-2015» они отработали весь цикл мероприятий по подготовке и ведению боевых действий на Центрально-Азиатском направлении. Впервые за последние 25 лет здесь были решены вопросы создания и применения мощной ударной авиационной группировки, состоящей из более чем полутора сотен летательных аппаратов. В комплексных маневрах, где под единым командованием действовали все виды Вооруженных сил и все рода войск, воинские формирования ФСБ, МВД и МЧС и которые прошли, в том числе, и на полигонах Казахстана, Таджикистана и Киргизии, воевали и Коллективные силы Организации Договора о коллективной безопасности. А руководили генералы войсками за Уралом, на центрально-азиатском направлении из нового Национального центра управления обороной государства, что расположен на Фрунзенской набережной Москвы.
Такой высокотехнологический уровень непрерывного и многоуровневого управления на таком огромном расстоянии тоже был отработан впервые. Не случайно, в НАТО очень обеспокоились российскими внезапными учениями, подозревают нашу страну (естественно, безосновательно), что она также внезапно, под видом таких же маневров, может вдруг оккупировать страны Балтии или Польши (вопрос, для чего это нам надо, почему-то даже не ставится). И причин у этой «обеспокоенности», кроме, конечно, пропагандистского эффекта, несколько. Во-первых, напугать европейского обывателя «российской агрессией» и оправдать необходимость тратить деньги на создание новых, в основном, американских, военных баз на границах с Россией. И, во-вторых, признаться в очевидном — внезапно, то есть за пару часов, собрать коалицию в 40–50 тысяч «штыков», как это делается в России, тем более, из разных стран, для Брюсселя практически невозможно. Это потребует нескольких недель, за которые все это может уже и не понадобиться.
Вот и генсек НАТО Йенс Столтенберг требует от нашей страны, чтобы она заранее сообщала в штаб-квартиру альянса о «внезапных учениях». С какой стати мы это будем делать, не ясно. С одной стороны, НАТО отказало нам в сотрудничестве. С другой — какая же тут будет «внезапность», если мы о ней станем информировать Брюссель? Придется господину Столтенбергу и его присным терпеть. У нас — своя свадьба, у них — своя. Начнут учитывать наши интересы, мы подумаем и об их озабоченностях. Но это мы слегка отвлеклись от итогов 2015 года. Хотя ухудшение отношений с Североатлантическим альянсом — тоже часть этих итогов. Но, видит бог, произошло это не по нашей инициативе.
А чтобы завершить разговор о совершенствовании боевой подготовки, нельзя не вспомнить «Армейские международные игры-2015», в которых приняли участие 43 команды и 16 наблюдателей из 16 иностранных государств (всего 1 200 человек), представлявших Европу, Азию, Африку и Латинскую Америку. Игры проводились на 11 полигонах в 13 конкурсах по полевой, воздушной и морской выучке. Победители этих состязаний, а подготовка к ним шла практически восемь месяцев, в частности, среди летчиков на конкурсе «Авиадартс», сейчас утюжат террористов «Исламского государства» в Сирии. А вообще в ходе боевой учебы 2015 года, по словам министра обороны, налет авиационных экипажей по сравнению с 2014 годом вырос на 10 процентов, напла́ванность (нахождение в море) у моряков — на 7 процентов, практическое вождение механиков-водителей боевых машин — на 22 процента.
В целом, утверждает генерал армии Сергей Шойгу, в 2015 году Вооруженные силы обеспечили заданный уровень поддержания обороноспособности страны.
Опора на ядерные силы сдерживания
Конечно, не только высокое воинское мастерство, оперативное искусство командиров и высокая степень боевой готовности сил общего назначения обеспечили этот заданный уровень обороноспособности. Очень важную роль сыграли здесь стратегические силы ядерного сдерживания. Они, как известно, состоят из трех частей — РВСН (Ракетные войска стратегического назначения), СЯС ВМФ (стратегические ядерные силы Военно-морского флота, межконтинентальные ракеты атомных подводных крейсеров) и СЯС ВВС (крылатые ракеты с ядерными боеголовками стратегической авиации). На сегодняшний день по открытым данным за ними числится 528 носителей и 1 643 ядерные боеголовки. Причем, каждый стратегический бомбардировщик засчитывается за одну ракету. У американцев — соответственно 794 носителя и 1 652 боеголовки.
По условиям договора СНВ-3 к 2018 году обе стороны должны иметь по 700 развернутых носителей (плюс сто на складах) и 1 550 боеголовок. И в уходящем году наши СЯС обновлялись. Войска получили от промышленности 35 стратегических ракет. Они распределились на 6 ракетных полков, оснащенных комплексом «Ярс» шахтного и подвижного базирования, которые заступили на боевое дежурство в Тагильской, Новосибирской и Козельской ракетной дивизии. В будущем, 2016 году на этот комплекс будут перевооружены еще пять полков. В Иркутске и Йошкар-Оле, продолжится перевооружение в Нижнем Тагиле, Новосибирске и Козельске. Эти многоголовые ракеты придут на смену устаревающим моноблочным РС-12М «Тополь» и многозарядным РС-18 «Стилет» или «Сотка», как их называют в войсках. И если в нынешнем году было проведено 7 испытательных пусков стратегических ракет, то в 2016 их будет 16.
Доля самых современных ракет в РВСН сегодня доведена до 51 процента. В 2020 году она будет равна 100 процентам. На замену устаревшим, кроме «Ярса», придут новые комплексы «Рубеж» и «Сармат». Не исключено и новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин».
Но СЯС — это, как мы знаем, не только РВСН. Обновлялись и стратегические авиационные силы, и СЯС ВМФ. В Воздушно-космические силы, которые были созданы, кстати, 1 августа 2015 года, поступили десять модернизированных самолетов. Из них два Ту-160, три Ту-95МС и пять Ту-22М3. На вооружении этих самолетов, которые, как помнят наши читатели, принимали участие в боевых действиях против террористов «Исламского государства», стоят ракеты Х-101, способные нести и ядерную боеголовку. Их, правда, в обычном оснащении, пускали наши летчики с самолетов над российской территорией по базам боевиков в Сирии. И пуск таких ракет, как и залпы крылатыми ракетами «Калибр НК» с акватории Каспийского моря или из подводной лодки «Ростов-на-Дону» из Средиземного, очень ярко свидетельствует о сдерживающей силе наших Вооруженных сил.
А в силах стратегического сдерживания у нас есть еще и новые подводные ракетные крейсера класса «Борей», проекта 955. Два из них с 16 ракетами «Булава» — «Александр Невский» и «Владимир Мономах» приняты в этом году в состав ВМФ. На Северный и Тихоокеанский флот. В будущем году поступят еще два. А к концу 2020-го таких крейсеров на флоте будет восемь. Это, не считая многоцелевых подводных лодок класса «Ясень», проект 885, которых тоже должно быть восемь, и надводных кораблей для Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов.
Экватор госпрограммы
А, кроме СЯС, в войска созданных в этом году ВКС поступило 243 современных летательных аппарата, 90 зенитных ракетных комплексов (только ЗРС С-400 в армии сегодня 11 полков) и 208 радиолокационных систем. И если в пару лет назад у нас было только 170 беспилотных летательных аппаратов, то сейчас их 1 780. Доля современных вооружений в Российской армии, на флоте и в ВКС достигла 52 процентов. По планам перевооружения в 2015 году их доля должна была быть 30 процентов. Так что, если кто-то на Западе продолжает думать, что Вооруженные силы нашей страны без стратегических ракет «колосс на глиняных ногах», то он глубоко заблуждается. Хорошо, если только на словах.
Мы так много внимания уделили перевооружению армии и флота, Воздушно-космических сил, потому что 2015–2016 годы своеобразный экватор выполнения госпрограммы вооружений, подписанной в 2011 году и рассчитанной до 2020 года. На нее, как известно, отпущено 20 триллионов рублей. И если первые годы ее выполнения были посвящены, в основном, разработке новых концепции и конструкций боевой техники, защите этих проектов, то сейчас наступило время их испытаний и поставок в войска. Это касается и «Арматы» со всем ее продвинутым семейством, а также самолета пятого поколения Т-50 и другой военной техники.
В 2016 году продолжится решение приоритетных задач на западном, юго-западном и арктическом направлении. Стратегическая авиация получит два модернизированных Ту-160 и семь Ту-95МС. В Сухопутных войсках появятся два новых бригадных комплекта оперативно-тактических комплексов «Искандер-М» (сегодня их в войсках уже шесть). А, кроме них, поступят бригадные комплекты реактивных систем залпового огня «Торнадо-С» (улучшенный вариант РСЗО «Смерч» — большая дальность стрельбы и большая мощность ракет), а также один бригадный комплект зенитно-ракетного комплекса «Бук-М3». Авиация получит более двухсот самолетов. ВКС еще пять полков ЗРС С-400. В ВМФ, как мы уже сообщали, кроме стратегических АПЛ, поступят две многоцелевые субмарины и семь надводных кораблей. Будет продолжена программа комплексного развития арктических территорий, от Кольского полуострова и Земли Франца-Иосифа до Дальнего Востока, Чукотки и мыса Шмидта. Созданы аэродромы на острове Земли Александры, проведена экологическая очистка Арктики от 65 тысяч тонн металлома, который скопился там за последние семьдесят с лишним лет. А главное — продолжено укомплектование армии и флота контрактниками.
Сегодня в войсках 352 тысячи солдат и сержантов контрактной службы, срочников — 275 тысяч. В 2016 году профессионалов, не считая офицеров, в армии и на флоте должно быть 384 тысячи. В некоторых городах стоит очередь из желающих поступить на контрактную службу. Генералы теперь не набирают контрактников, а отбирают самых достойных и самых грамотных. И дело тут не только в том, что оклады в войсках стали слегка повыше, чем на гражданке. Просто, авторитет армии в глазах нашего народа растет с каждым днем. И очень многим молодым людям хочется встать в боевой строй, носить в себе звание «вежливого человека», защитника родной земли. Это желание греет им душу, заставляет становиться лучше. Хотя бы в собственных глазах.
Это, наверное, очень важно — любить и уважать свою армию, надеяться на нее, быть уверенным, что она гарантирует тебе мир, неприкосновенность отечественных границ и возможность спокойно строить свою судьбу. Уверен, в новом 2016 году, как и в последующие годы, Вооруженные силы России нам все это обеспечат.
А еще в будущем году (внимание Столтенбергу!) продолжатся внезапные проверки боевой готовности, состоится оперативно-стратегическое учение «Кавказ-2016»… Так что ни Российской армии, ни ее неравнодушным критикам за рубежом и не только там, скучать не придется.
Мнение автора не всегда совпадает
с официальной позицией агентства ТАСС.