Социологи фиксируют рост популярности Дня народного единства (63% населения считают праздник нужным, а события 1612 года считают значимыми для страны 72%).
Социологи фиксируют рост популярности Дня народного единства (63% населения считают праздник нужным, а события 1612 года считают значимыми для страны 72%). Как и многие новые праздники и даты 4 ноября сперва воспринимался в качестве поспешной замены празднования Великой Октябрьской революции 7 ноября. Таковым он во многом и был. Что же произошло и что является главной причиной изменения общественного настроения? Ведь ни пропаганда, ни красочная организация самих праздников, которые были и раньше, не могли привести к таким серьезным подвижкам.
Поменялось не столько отношение к празднику и даже к заложенным в нем смыслам, начало меняться отношение к государству, что практически сразу же, за один неполный год, привело к формированию общественного консенсуса.
Еще недавно такой консенсус мог существовать только в искусственном или крайне нестабильном виде, что порождало всевозможные формы срытого неприятия и открытого протеста, например, по отношению к тем же новым национальным праздникам.
Дело не в том, что события 1612 года оказались вдруг более значительными, чем события 1917 года, память о которых, действительно, новая буржуазия хотела бы уничтожить. Сегодня общество, не отказываясь от старых, начинает принимать новые праздники, потому что увидело (или, наконец, поверило), что государство начинает разделять с ним общие ценности. Общество пошло на «уступки» государству, поэтому и государству необходимо пойти на «уступки» обществу. Возможно, уже имеющиеся «длинные» зимние и весенние праздники было бы целесообразно дополнить «длинными» осенними, включив в них 4 и 7 ноября.
Условия для такого решения созрели и отличаются и от 2004 и даже от 2013 годов. Это демонстрирует динамика изменения общественного настроения в отношении других государственных и национальных праздников 2014 года: Дня России 12 июля и 1 мая. Ведь 4 ноября — не единственный и не первый праздник, который начал приживаться и переосмысляться. День России перестает восприниматься как дополнительный выходной, а первомайские демонстрации были отмечены массовостью и приобретают не политический, а все более социальный характер.
Таким образом, консолидация общества перед угрозой хаоса и украинизации привело к его стабилизации.
Многие явления общественной жизни, которые недавно вызывали резонанс, стали восприниматься по другому. На этом фоне и так называемые русские марши, неизменно проходящие параллельно официальному празднованию, стали еще более маргинальными.
Эта стабилизация проявляется не только в отношении к праздникам, но, например, к санкциям или росту курса валют. Цель санкций не была достигнута: паники не последовало, к курсу доллара и евро общество относится спокойно, если не сказать равнодушно. Изменение отношения к текущим событиям, таким образом, является отражением общего процесса консолидации общества вокруг государства. Очень важно, чтобы эти ожидания не были обмануты — и не только в праздничные дни.