24 апреля, среда

Наш антикризисный бюджет

24 ноября 2014 / 16:47
экономический аналитик

Главный финансовый документ страны не мог не учесть беспокойство и озабоченность как российской власти, так и общественности, по поводу необходимости если не предотвратить, то, по крайней мере, смягчить влияние кризиса.

Сегодня тема надвигающегося экономического кризиса в России начинает доминировать в публичном поле настолько сильно и явно, что, возможно, скоро начнёт заслонять собой даже тему событий на востоке Украины.

Очевидно, что и главный финансовый документ страны — проект федерального бюджета России на предстоящий период — в этом году не мог не учесть беспокойство и озабоченность как российской власти, так и общественности, по поводу необходимости если не предотвратить, то, по крайней мере, смягчить влияние кризиса на ситуацию в экономике страны.

Министр финансов РФ Антон Силуанов признал, что после долгих лет относительной стабильности этот бюджет будет принципиально отличаться от предыдущих ранее принятых в сторону снижения темпов экономического роста и снижения основных экономических показателей.

Действительно, очередной федеральный бюджет РФ, утверждённый Госдумой 22 ноября 2014 года, отражает попытки правительства противостоять кризису, обеспечить макроэкономическую стабильность и предусматривает для этого выделение определённых финансовых средств. Антикризисная составляющая бюджета предусматривает возможность использования средств Резервного фонда в объеме до 500 млрд рублей на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета доходов и госзаимствований. Выделены средства на финансирование программ импортозамещения. Предусмотрено сдерживание роста заработных плат работников бюджетной сферы, продлён мораторий на взносы в накопительную часть системы обязательного пенсионного страхования, поднято внутреннее налогообложение через НДПИ и снижены экспортные пошлины и акцизы на нефтепродукты.

Но возникает вопрос: насколько эти меры будут эффективными и адекватными надвигающейся ситуации?

Напомним, что сегодня основными рисками в достижении прогнозируемых макроэкономических параметров являются: снижение мировых цен на нефть и природный газ ниже прогнозируемого уровня; ограниченность внутренних финансовых ресурсов и возможные затруднения с привлечением внешних финансовых ресурсов для планируемого экономического роста; отклонение курса рубля к доллару США от прогнозируемых уровней из-за высокой зависимости курса от состояния мировой экономики и финансовых рынков и планируемого Банком России завершения перехода до конца 2014 года к плавающему валютному курсу.

Одной из главных особенностей данного бюджета хотелось бы отметить то, что, по всей видимости, это не окончательный вариант бюджета. При его представлении в Госдуме министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что уже необходимо разработать запасной вариант бюджета (и даже не один!), исходя из дальнейшего снижения цены нефти, сохранения западных санкций и стагнации экономики. Он так и сказал: «Потом всё равно мы придем к тому, что нужно будет сокращать расходы, резать по живому».

В основе федерального бюджета лежат расчёты и прогнозы Министерства экономического развития РФ, о деятельности которого так отозвался Совет Федерации ФС РФ: «Мы всегда критиковали и будем критиковать Министерство экономического развития за то, что те прогнозы, которые они дают, как правило, в течение года много раз пересматриваются. Потому что так не должно быть, чтобы прогноз, который ложится как базовый в основу формирования бюджета, в течение года неоднократно менялся».

Поэтому уже предварительные варианты бюджета-2015 вызвали шквал критики. Реалистичность данного бюджета, действительно, вызывает сомнения. Так, среднегодовой курс рубля по отношению к доллару США при расчёте бюджета принят на следующих уровнях: на 2015 год — 37,0 руб., на 2016 — 38,0 руб., на 2017 — 38,8 рублей. Но уже сегодня курс доллара на ММВБ составляет примерно 45,79 рубля.

Базовая цена на нефть марки «Юралс», исходя из которой предусматриваются расходы бюджета, рассчитана из уровня 96 долларов США, а прогнозируется как 100 долларов за баррель по всем годам — 2015, 2016, 2017. А ведь более дорогая нефть марки «Брент» уже опустилась до уровня 80 долларов США.

В федеральном бюджете на 2015−2017 г. г. резервируются средства на развитие Крыма и Дальнего Востока, инфраструктуры, выполнение социальных обязательств, замещение коммерческих кредитов регионам бюджетными кредитами, борьбу с кризисом и т. д. Однако при обсуждении окончательного варианта бюджета стало очевидным, что расчёт нынешнего бюджета осуществлялся без перерасчёта потребности в финансировании на реализацию действующих госпрограмм. Глава Счётной палаты Татьяна Голикова отметила такие характерные черты этого бюджета, как некорректность целей, недостаточная согласованность целей и задач, отсутствие во всех госпрограммах современной системы управления рисками, несоответствие государственных программ новым вызовам и отсутствие ориентирования этих госпрограмм на импортозамещение. «Скорее всего, госпрограммы будут пересмотрены, и потому предстоит вновь внести изменения в уже утверждённый бюджет страны», — сказала Голикова.

Однако пока неясно, останется ли в бюджете достаточно средств для финансирования откорректированных госпрограмм в необходимом объёме, то есть, том, который будет достаточен для получения реальных результатов.

Этот бюджет будет реализовываться в обстановке постоянно меняющихся макроэкономических показателей: курса рубля по отношению к основным валютам, мировых цен на нефть. Любое изменение этих бюджетообразующих факторов будет прямо влиять на размер доходной части бюджета. Поэтому Силуанов отметил необходимость маневрирования доходами бюджета с целью недопущения расходования золотовалютных резервов: «Нужно, чтобы экспорт постоянно превышал импорт, и тогда любой отток капитала не будет оказывать влияния на рубль. Придется либо тратить золотовалютные резервы, либо ослаблять курс». Очевидно, что выбрано второе.

Поэтому объём доходов федерального бюджета будет регулироваться следующей зависимостью: снижение цен на нефть, приводящее к снижению бюджетных доходов, будет возмещаться соответствующим оперативным снижением курса рубля. Антикризисная составляющая бюджета тогда также будет корректироваться.

Таким образом, можно резюмировать, что финансово-экономический блок правительства РФ видит решение проблемы бюджетного дефицита, в основном, в нехитром манипулировании курсом рубля.

Разработка федерального бюджета на 2015−2017 годы ещё раз продемонстрировала исчерпанность идей у финансово-экономического блока правительства РФ, что наводит на мысль о его частичной неподготовленности к возникающей кризисной ситуации и несоответствии выдвигаемым требованиям к способности противостоять кризису.

Как сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко при обсуждении проекта этого бюджета: «Основная миссия и функция Министерства экономического развития — это не прогнозы, а реальные действия, реальные планы, реальные программы по повышению темпов роста экономики.

Надо предлагать, что надо делать государству для того, чтобы поднимать экономику. Только тогда бюджет будет бюджетом развития, который будет влиять на развитие экономики».

Но сегодня, по-прежнему, только воля и требовательность президента Владимира Путина остаются единственно эффективным и действенным средством приведения как бюджетной, так и финансово-кредитной политики РФ в соответствие с социально-экономической ситуацией в России, политической конъюнктурой и планами развития страны.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также