21 ноября, четверг

Конец русского космоса

04 декабря 2016 / 01:30
писатель, публицист

Уже много лет это праздник напоминает поминки, что-то вроде Дня памяти Бородинской битвы или Ледового побоища.

Френдленту заполняют умилительные плакаты и фотографии из серии "Циолковский-Королев-Гагарин" и выводами типа "Юра прости, мы все прое*али!" Даже музей космонавтики в Москве носит приставку "Мемориальный" и вместо устремленного вверх духа полета - советского монумента на поверхности, Российский музей лезет вниз, в холод и могильный мрак подземелья.

При этом надо понимать, что на состоянии дел отечественной космической отрасли отразилась произошедшая в стране в целом смена экономического уклада и переход к капитализму, а так как люди приняли его добровольно (если не считать погибших у Белого Дома в 93 году), то жаловаться особенно не на кого - виновника каждый может легко увидеть в зеркале.

Во всем мире развитие космонавтики шло сложно и неравномерно. Как верно отметил мой друг и коллега, эксперт Андрей Ионин, космонавтика на рубеже 50-х,60-х годов ХХ века сняла две глобальные проблемы стоявшие перед человечеством: угрозу тотального уничтожения в ядерной войне и сомнения в гуманистической составляющей развития, после осознания глубины расчеловечивания во время Второй мировой войны.

Обращаясь к его авторскому слайду:

 

И правда с 1957 по 1969 годы, всего за 12 лет, человечество сделало шаг от первого спутника до Луны, а потом десятилетия топталось на месте. Полагаю, это во многом связано с тупиком в развитии физики как главной естественной науки, ведь большинство расчетов при создании космических аппаратов и ракет - это научный аппарат XVIII-XIX века, и только системы связи уже обращались к достижениям века ХХ-го. Люди вышли на передовую реального применения своих знаний и уперлись в собственное бессилие. Точно так же создание Большого адронного коллайдера не прибавило нам шансов достичь неисчерпаемого запаса энергии или нащупать различие между постулатами фундаментальной теоретической физики и религиозным догматом.

Когда нематериальные задачи "космического рывка" были выполнены, встала задача коммерциализации, получения прибыли из уже освоенного околоземного пространства. В советско-российском обществе это совпало с общей национальной травмой перехода к капитализму, и потому старт серьезно запоздал, кадры были выбиты, а уровень технической отсталости нарастал в экспоненциальном порядке. Все понимают, что сейчас Российская Федерация не может произвести нормального спутника дистанционного зондирования Земли, а в начальственных кабинетах говорится о планах освоения Луны, точек Лагранжа, Марса, и чуть ли не полетах к пригодным для высадки спутникам Юпитера и Сатурна.

Сколько ни переставляй кубики организаций в схемах подчинения, сколько ни рисуй стрелочек и показателей, которыми можно пугать лишь воображаемых инопланетян, в стране публично признают отсутствие базового целеполагания - космической политики, которую бы могло простым языком излагать гражданам руководство страны. Вместо этого на гора выдаются полусекретные многотомные талмуды, типа "Основы государственной политики в области космической деятельности до 2030 года и дальнейшую перспективу", в которых прописаны невероятные достижения, которые несложно подкорректировать при их ожидаемом неисполнении, поменяв цифры в конце на, скажем, 2075 год. И еще надо понимать, что целеполагание во всех подобных документах выстраивается под давлением запроса промышленности - получить загрузку любой ценой и не нести никакой ответственности за срывы сроков или нереализацию заранее несбыточных планов. При этом о модернизации производства и переподготовке кадров говорить будут в последнюю очередь. Как мне лично сказал вице-губернатор одного профильного космического региона - "у меня тут уже есть **** автомобильный социальный взрыв, а теперь вы хотите, что бы еще и в **** были толпы безработных?" В отрасли заняты около 265 000 человек производительность труда в 28-30 раз ниже, чем в США и примерно в 20 раз ниже чем в ЕС. По сути это означает вызов - вместо того что бы пытаться собрать "Феррари" из запчастей танка ИС-3 - лучше построить рядом в поле новый завод.

На последнем совещании, проходившем 12 апреля на космодроме "Восточный" Владимир Путин предложил усилить государственную регулирующую функцию, подняв статус ФОИВ по космонавтике с агентства до министерства. Помогут ли эти "трепанации" и "операции на головном мозге" пациенту, который хочет получать новые порции лекарств и физраствора, но совершенно не хочет закрывать "больничный лист"?

Состоявшемуся совещанию предшествовала большая аппаратная работа, в которой принимало участие руководство Агентства, аппарат Правительства, Военно-промышленная комиссия, экспертный совет Открытого правительства, экспертный пул Космического кластера Сколково. Были представлены три основных варианта выхода из кризиса: создание госкорпорации по модели Росатома, объединение промышленности под одной частной управляющей компанией "Космопром", которая по окончании деятельности оставляет оптимизированные холдинги (в режиме горизонтальной интеграции), при сохранении ФОИВа, и создание вертикально интегрированной дуаполии на базе "РКК Энергии" и "Центра Хруничева" так же при сохранении ФОИВа.

Подробно о нашей роли в подготовке данного совещания и предварительной работе - здесь.

Действительно странно видеть от тех, кто ждет невероятных успехов и прорывов, непонимание такой простой вещи, что на государственную космонавтику (заказы в рамках различных ФЦП) в год тратиться около 5 млрд долл., а на поддержку частной инициативы - основной базой которой стали компании Космического кластера Центра Сколково, в год приходится чуть больше 10 млн долл. субсидий в грантовой форме. Отличие в 500 и более раз - все время напоминает мне желание вскипятить воду и даже сварить суп в решете, вместо кастрюли.

Выводы и прямые указания по итогам совещания на "Восточном" еще не объявлены, но если в них не будет мер по поддержке частных компаний, производящих продукты для различных типов космической деятельности, можно будет с большой вероятностью предугадать, что отечественной большой космонавтике еще долго придется служить мемориалом настоящих достижений далеких предков.


тэги
читайте также