21 ноября, четверг

Как спасти наших детей?

29 сентября 2015 / 12:28
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Что должно произойти, чтобы руководство страны признало: в вопросе со школьным образованием мы уже давно перешагнули за грань. Это уже не кризис — это катастрофа.

В Таиланде, в городе Чиангмай, прошла 56-я Международная математическая олимпиада. Впервые у России нет ни одной золотой медли. Впервые за все годы мы находимся на 8-ом месте. Кто лучше нас? Американцы, китайцы, корейцы (и северные и южные). Лучше выступили Перу, Иран, Австралия, Украина и Сингапур. Стоит ли этому удивляться? Нет. Удивляться следует тому, что все же на протяжении последних лет мы таки выигрывали эти Олимпиады, как, к примеру, в 2010-ом, 2008-ом и 2006-ом годах, когда занимали вторую строчку, или в 2007-ом году, когда взошли на пьедестал. Вот это все могло вызывать удивление. Потому что наше школьное образование разрушено и уничтожено.

Можно ли исправить ситуацию? Можно. Рецепт прост, но для этого надо преодолеть столько препятствий, которые поставили разные заинтересованные стороны в Минобразовании, издательском бизнесе и прочих структурах, что становится плохо при одной мысли о том, скольким товарищам придется оттоптать ноги. Впрочем, чего уж там — надо хотя бы озвучить этот рецепт.

Первое. Радикальное сокращение числа предметов.

Нет, реально, радикальное сокращение. Вышвырнуть из школы всякие идиотские «технологии», «информатику и информационно-коммуникационные технологии». Какое к чертям собачьим, «искусство»? Какой иностранный язык со второго класса?

Нет, вы открывали вообще эти учебные планы и стандарты? Вы знаете, например, что в государственном стандарте по английскому языку «умениям и компетенциям» школьника отведено порядка шести страниц убористым текстом, среди которых вы можете встретить, к примеру такое требование «чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров». Или как вам нравится вот это требование: «использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения»…

В первом-четвертом классах у детей теперь 9 предметов. В пятом-девятых классах товарищам — школьникам предлагается изучить аж 17. Последние два года появляется возможность выбора из 18 предметов.

Зачем им столько? Повторюсь, вполне очевидно, что лучше знать что-то хорошо, чем пытаться изучить все, но плохо.

Таким образом, учебный план должен выглядеть следующим образом. С первого по 11 класс обязательными являются следующие предметы:

Русский язык

Литература

Математика

Обществознание (включая природоведение и биологию)

Физическая культура

С пятого класса добавляются Иностранный язык, География и История.

С шестого класса вводятся Физика и Химия.

Все.

Недопустимо, когда мы принимаем гигантские учебные планы, а дети в 11-ом классе не умеют писать без ошибок. Недопустимо заниматься профанацией образования. А вся современная «Информатика» и все современное «Искусство» в школе — суть профанация.

Второе. Введение единого учебника.

Вариативность образования, конечно, является отличной кормушкой для издателей и авторов, но именно вариативность убивает качество образования. И не дает возможность квалифицированно обучать учителей. Наши учителя сегодня — запутанные и недоученные во многом как раз потому, что у них нет единого учебника. Их учат учить по разному, а в итоге получается плохо. Введение единого учебника — необходимое условие возвращения качественного преподавания в школу.

Наконец, я как и многие другие специалисты, убежден, что при создании единого учебника мы без вариантов вернемся к лучшим методическим пособиям, разработанным еще во второй половине прошлого века. В том, что касается точных наук, по крайней мере. В гуманитарных науках единый учебник позволит избежать ненужных споров на том уровне, когда дети и учителя к ним совершенно не готовы.

Третье — резкое снижение бюрократической нагрузки на преподавателей. Учитель должен учить, а не заниматься многостраничными отчетами о том, чему он собирался научить, и что в итоге получилось. Бюрократия серьезным образом снижает мотивацию учителя к работе и творчеству. Сокращение отчетной работы вполне возможно за счет проведения уроков под запись видеокамер с выкладыванием ее на школьных серверах. В любом случае, учителя следует избавить от забюрокрачивания учебного процесса. Кому нужна эта довольно таки нелепая тенденция, совершенно не понятно, скорее всего, она объясняет существование многочисленных отделов образования и работающих там чиновников. Но, повторюсь, она напрямую снижает качество нашего школьного образования и от нее надо избавляться.

Четвертое. Необходимо сокращение числа школьников на один класс. Невозможно ничему научить толпу в 30 человек. Максимальное число школьников должно составлять не больше 15 учеников на класс.

Вот, пожалуй, и все. Приняв эти меры, мы сможем резко и радикально улучшить нашу школу. И получать на выходе неплохо обученных детей. Обученных по единым стандартам и с одними и теми же образовательными подходами.

Конечно, в моем предложении не учитываются вопросы функционирования спецшкол, обязательного возрождения общероссийских олимпиад, продвижения лучших учеников и многое другое. Но зато оно позволяет в кратчайшие сроки решить проблемы современной массовой школы. И предотвратить катастрофу.

Источник


тэги
читайте также