Школьное образование должно отвечать постоянному изменению и усложнению возникающих в обществе задач.
Поэтому выполнение поручения президента РФ Владимира Путина об обновлении содержания школьного образования требует создания системных механизмов.
В начале февраля президент РФ Владимир Путин поручил правительству обеспечить контроль за систематическим обновлением содержания школьного образования, а также за снижением внеучебной нагрузки на школьников. Кроме того, Путин поручил нормативно закрепить положения о корректировке в случае необходимости образовательных стандартов и основных программ, «в том числе перечня учебных предметов», при наличии научного обоснования таких шагов «в соответствии с приоритетами научно-технологического развития РФ».
Вопрос о систематическом изменении содержания образования поднимался неоднократно, в том числе и на площадках ОНФ. Так, по итогам форума «Качественное образование во имя страны» президент поручил определить в госстандартах школьного образования базовое предметное содержание. А в апреле 2016 г. правительству, опять же по инициативе ОНФ, было поручено детализировать требования к воспитанию российских школьников. Вопрос обновления содержания образования рассматривался на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 г. Тогда президентом была поставлена задача разработать комплекс мер по его систематическому обновлению на основе изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на практическое применение полученных знаний, умений и навыков.
Стандарт общего образования задает прорывные требования к уровню подготовки выпускника школы. Школа должна обучать ребенка основам научных методов познания окружающего мира, мотивировать на творчество и инновационную деятельность, учить его сотрудничеству, ведению исследований, созданию и реализации проектов. Очевидно, что для достижения таких результатов требуется системная работа по обновлению содержания образования. Для этого должны быть задействованы интеллектуальные ресурсы общего, дополнительного и профессионального образования, научных и производственных организаций. Школа должна становиться центром управления образовательными программами. Чем раньше мы начинаем помогать ребенку пробовать себя в разных профессиях, тем больше возможностей мы создаем для его будущей профессиональной жизни. Поэтому именно школе отводится ведущая роль и в обеспечении качественного образования, и в формировании необходимых для жизни компетенций.
Существуют разные модели знакомства ребенка с современными достижениями науки и технологий, запросами экономики и общества. Школы сотрудничают с «городами профессий» (игровые площадки), открывают инженерные и медицинские классы, организуют обучение на базе вузов, расширяют практику социального партнерства, привлекают учащихся к общественно-полезной деятельности. Именно с таких позиций нужно подойти к реализации поручения – опираясь на лучшие практики и программы, уже обеспечивающие освоение детьми нового содержания.
Усилия должны быть нацелены на расширение возможностей детей, на достижение каждым ребенком такого уровня компетенций, который соответствует его личностному потенциалу, интересам и потребностям, и обеспечит возможность продолжения образования. Поэтому при реализации поручения важно избежать неверной трактовки, например сокращения всей внеурочной, внеклассной работы. Новое содержание образования – это не только разделы учебных дисциплин, но и востребованные современным обществом компетентности, такие как умение работать в команде, взаимодействовать с различными социальными институтами, самостоятельно оценивать и принимать стратегические решения. Для ребенка должно быть создано пространство самостоятельного поиска методов решения практических задач, а это часто требует организации разноуровневого обучения, ведения проектной деятельности, реализующихся, как правило, во второй половине дня.
Обновление содержания требует и повышения эффективности педагогической работы, которое должно осуществляться не за счет фактического увеличения учебных часов, а за счет реализации в тех же временных условиях эффективных технологий обучения, новых форм работы с детьми. В школу необходимо привлекать специалистов вузов, деятелей науки и культуры. С их участием могут создаваться инновационные учебные курсы и модули, которые сначала отрабатываются в рамках дополнительного образования.
Обновление содержания образования невозможно без своеобразного «инкубатора инновационных образовательных программ», в котором происходит «упаковка» нового содержания в формат, близкий и понятный учителю. В таком случае наиболее интересные и эффективные программы, обеспечивающие при этом адекватную образовательную нагрузку на детей, тиражируются и становятся частью регулярного образовательного процесса.