Президент Путин на форуме «Россия зовет» выглядел оптимистичнее тех, кому за казенный оптимизм платят.
Его слова всерьез отличались от агрессивно-пассивной риторики отечественной экспертократии — от военных до мидовских спикеров. Для них уже, кажется, все ясно — грань перейдена, и, как Георгий Бовт считает, горячий конфликт уже вопрос времени. Кажется, с Бовтом согласны даже те, кому за такое согласие грозят «кадровые перестановки».
У национального изоляционизма есть дилемма, часть которой озвучили беглый интеллектуал Иноземцев и пресс-секретарь Песков: от изоляции Россия выигрывает. Учится жить сама. Учится кормить себя сама, учится обороняться сама. Учится решать свои проблемы сама.
Но у национального изоляционизма есть и иная сторона — ее имя Северная Корея.
Но Россия — не Северная Корея. Потому что чтобы объехать Северную Корею хватит моторесурса. А на Россию моторесурса не хватит. Так говорил президент Путин.
Но изоляционизм не только полезен. Он еще и приятен.
Об изоляционизме — то есть о выходе России из истории, о забвении своих союзников, о том, чтобы не помнить о своем месте в мире мечтают не только лишь все — от правых консерваторов образца Бориса Межуева (сладкий сон русской доктрины Монро) до левых либералов из «Яблока», обещающих Крым Украине и кажется Турции, а также мечтающих о передаче Арктики под международный контроль.
Кажется, что единственный человек в России, который не мечтает об изоляции России — это ее президент.
Недавно Маша Гессен написала статью в газету «Зе уошингтон пост» про мифы о русских. Статью полезную, как раз по теме путинской речи на форуме — статью о пользе и вреде изоляции России.
Маша Гессен тоже выступает за изоляцию России, потому что Путин «мечтает о воссоздании СССР «, что его политика питается имперской ностальгией, что при всяком удобном случае Путин нападает на бывшие союзные республики и что Путин мечтает о территориальном расширении России.
Все это, разумеется, пропагандистская ложь. Может быть Путину, как рожденному в Империи у моря, и вправду жмут без Босфора и Дарданелл сапоги, но как-то и в нынешней обуви ходить привыкли. А то ведь это не только «у них» но и «у нас» бензина не всегда хватает свои же границы объезжать.
Наверное, и вправду приятно жить за пазухой у истории, строить и рожать, осенью собирать ягоды и зимой варить из них варенье. Да вот только почему-то так выходит, что как только Россия пытается устроить себе в истории выходной день, занимается самоизоляцией (Путин приходил в 99-м году с программной статьей, напоминающей тезисы Столыпина о двадцати спокойных годах) — как ее тут же «вызывают на работу».
Ну, а потом — давайте, «изолируйтесь». Ну, уж нет. Изолируйте свои изоляторы.